Леди-лидер. «Способная на все!»
Говоря о силе и мужестве, мы часто представляем себе этаких суперменов, которые смеются в лицо опасности и готовы защищать слабых. У них есть суперсила – рентгеновское зрение, умение летать или лазить по небоскребам… Но намного сложнее быть настоящим героем, когда ее нет.
Для людей с ограниченными возможностями каждый день похож на испытание. Им приходится совершать настоящие подвиги с самых ранних лет, приспосабливаясь к миру, созданному для абсолютно здоровых людей: надевая одежду, переходя улицу, держа в руках нож и вилку...
У Майи Сажневой – ДЦП, но она много сумела добиться в жизни. Майя – преподаватель йоги для детей с особенностями развития. Она занимается с ребятами, у которых аутизм, ДЦП и другие нарушения. Оказывается, йога – отличный вид физической активности, который позволяет детям с инвалидностью «приручить» свое тело и заставить его слушаться.
– Майя, как все было в детстве?
– До школы родители много занимались моим здоровьем. Несколько лет я посещала реабилитационный центр и ездила в санаторий. После все затихло. Родные относились к моему заболеванию так, как будто его нет. Не было поблажек, со мной не сюсюкались. Родители не вели себя со мной так, будто я чем-то отличаюсь от других ребят.
– А как реагировали сверстники?
– В гимназии я не могла найти общий язык с большинством ребят. Были издевки, непонимание. Надо мной подшучивали, ведь я не могла дать сдачи. Одноклассники относились ко мне плохо. Но в один прекрасный момент все изменилось. В 8-м классе я перешла в лицей – то же здание, те же ребята, но там со мной стали дружить старшеклассники – потому что я, будучи в изоляции, не теряла времени, а читала, размышляла, интересовалась литературой и историей. Мне было о чем поговорить с 11-классниками. После этого меня все зауважали. Мальчики начали обращать внимание…
– Как жизнь сложилось дальше? Куда ты пошла учиться после школы?
– На историко-филологический факультет РГГУ. Мы ездили на раскопки в Крым, под Евпаторией. Так я попала в Севастополь – сначала на экскурсию. Город «зацепил», и на следующий год я поехала туда с подругой просто пожить. Подружилась с актерами севастопольского Театра им. Луначарского, помогла поставить спектакль о Крымской войне, которая была в середине XIX века. Параллельно с историческим факультетом я закончила актерскую школу, где с нами занимались преподаватели из Щукинского училища. Мне предлагали туда поступать, но я к тому моменту уже училась на четвертом курсе истфака и не хотела менять университет.
– Ты – преподаватель йоги для детей с особенностями. Как ты вдруг решила заняться ею?
– С йогой я познакомилась случайно. Просто подружилась с людьми, которые ею занимались, и посоветовали мне тоже попробовать. Решилась я не сразу, сомневалась в своих возможностях: там же надо аж на голове стоять, а у меня руки иной раз дрожат, когда я вилку с ножом держу... В общем, однажды все-таки рискнула – отправилась в клуб рядом с домом. В йоге не последнюю роль играет инструктор – либо он «твой человек», либо нет. Своего я нашла не сразу. Одна преподавательница вела занятия слишком быстро, я не успевала за ней. Другая вывихнула мне лопатку, не понимая, что мне требуется особый подход. А потом, с вправленной лопаткой, я пришла на йогу к пожилой женщине-инструктору, там в основном были ее бывшие коллеги по работе и другие люди в возрасте. Стала у нее заниматься, и все пошло очень хорошо!
– Как ты пришла к мысли, что йога может помогать людям вроде тебя?
– Летом я опять собралась в Севастополь, упомянула об этом в разговоре с инструктором. Она рассказала мне о коллеге из этого города, некой Виктории Занкиной, и направила меня к ней. Виктория занимается йогой с детьми с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна… После одного занятия с ней я много передумала, переосмыслила и в итоге решила преподавать. Закончила курсы, и не одни, и вот теперь я инструктор. Перед тем, как им стать, надо было многому научиться и показать свои умения на практике. Мы изучали анатомию, философию и многое другое.
– Чем ты еще занимаешься, помимо йоги?
– Недавно я участвовала в проекте студентов Британской высшей школы дизайна – показе мод «Wearable future» (в приблизительном переводе – «Носибельное будущее»). Это была демонстрация одежды, созданной для людей с какими-то особенностями: с протезами, в инвалидных колясках. Организатором срочно понадобилась модель с ДЦП – заменить того человека, который не смог принять участие в этом мероприятии. Меня спросили, я согласилась. С дизайнером работалось легко и приятно – каждый раз угощали чаем с печеньем, да и сами примерки были интересными. Я представляла платье для девушки, у которой нормально работает только одна рука, поэтому, несмотря на внешнюю простоту, эта вещь очень хитро и непросто сконструирована.
– А чем ты занимаешься в свободное время?
– Как и другие девушки, я люблю ходить по магазинам и примерять красивые платья. Еще у нас дома живут две кошки – нравится с ними играть. Ну и, конечно же, театр, выставки и кино… и обязательно йога. Ведь инструктор должен заниматься каждый день!
ДЦП, или детский церебральный паралич – это заболевание, при котором определенный участок мозга в буквальном смысле отмирает, в результате чего у человека «отключаются» те или иные части тела. Например, руки не поднимаются, ноги не слушаются и так далее. Нередко причина ДЦП – родовая травма: в тот момент, когда человек появился на свет, он мог получить удар или пострадать от удушья.
Майя Сажнева ведет набор учеников и читает лекции, проводит семинары по йоге. Связаться с ней можно через социальные сети. Ее страничка на Фейсбуке: https://www.facebook.com/maya.sazhneva.
Марина ДУБРОВИНА
Фото: Елена Балакирева
Добавить комментарий