Мечталка. Как тренировать мозг, чтобы хорошо сдавать экзамены и контрольные
Ты постоянно забываешь, куда положила ключи и мобильный, в магазине долго думаешь, что же тебе поручили купить, а на экзаменах прочитанная глава из учебника как будто испаряется из головы… Похоже, пора тренировать свой мозг. Да-да, его тоже можно «накачать», как мышцы пресса!
Слева направо, справа налево
Начнем с очень простого задания. Когда совершаешь какое-то привычное действие (например, открываешь дверь, причесываешься, берешь чашку со стола), время от времени делай это не правой, а левой рукой (если ты правша). Можешь даже написать или нарисовать что-нибудь таким образом. Так ты активизируешь «дремлющие», не задействованные в повседневной жизни участки мозга.
Кроме того, когда делаешь зарядку, несколько раз, маршируя в быстром темпе и высоко поднимая ноги, дотрагивайся поочередно до левого колена правой рукой – и наоборот, до левого правой. Такая тренировка с перекрестными движениями не только улучшает координацию, но и стимулирует работу обоих полушарий мозга.
Смотри у меня!
Выбери какой-нибудь предмет (например, постер на стене) и начни внимательно его рассматривать, стараясь не упустить ни одной детали и найти какие-то новые, ранее не замеченные особенности этой вещи. Через несколько минут ты наверняка спохватишься и поймешь, что отвлеклась. Допустим, смотрела на прическу актрисы, изображенной на плакате, и решила, что и тебе пора бы постричься, а дальше вспомнила, как подруги в школе обсуждали новую краску для волос, а в это время вошел Денис и сказал... ну, и так далее.
Когда ты осознаешь, что совсем забыла о предмете, который ты должна была изучать, попробуй проделать обратный путь – вспомни последовательно, как ты пришла к тому, о чем стала думать в итоге. Вернись по цепочке ассоциаций обратно и снова начни рассматривать постер. Затем закрой глаза и постарайся воспроизвести в памяти все детали. Так ты постепенно научишься управлять вниманием.
Слишком много букв
Тебе понадобится газета и ручка. Быстро просмотри какую-нибудь статью. При этом отмечай в тексте каждую удвоенную согласную. Или, что более сложно, выискивай в каждом слове гласные, которые в нем повторяются (например, «зАмЕчАтЕльный», «стИхОтвОрЕнИЕ», «бАгАжник»). Не делай пауз, не задумывайся. Это поможет тебе лучше концентрироваться.
Группа поддержки
Ты наверняка обращала внимание, что когда диктуешь кому-то свой номер телефона, то делишь цифры на несколько групп – вместо того чтобы называть их подряд одну за другой. Так мозгу легче справиться с запоминанием длинного списка – как цифр, так и слов. В следующий раз, когда пойдешь в магазин, попробуй удержать в памяти перечень покупок, разделив продукты на несколько категорий: допустим, пять из овощного отдела, два из бакалейного и три из молочного. А для надежности повтори список вслух несколько раз. На подходе к кассе можешь свериться с бумажкой: ну как, ничего не забыла? Если что-то пропустила – ничего, в следующий раз будет легче.
Палочки-выручалочки
Улучшить зрительную память тебе поможет такая вот игра. Брось на стол пять спичек или одинаковых палочек и, глядя на них в течение нескольких секунд, запомни их расположение. Затем отвернись и попробуй с помощью других пяти спичек воссоздать картину на другой поверхности. Когда почувствуешь, что тебе легко выполнять это упражнение, уменьши время наблюдения и увеличь количество спичек. Только, чур, не раскидывать их где попало
Даю слово
Ты можешь практиковаться в паре с подругой или кем-то из родственников. Попроси составить и зачитать тебе список из 20 слов, никак между собой не связанных. А потом попробуй воспроизвести его по памяти. Можно усложнить задание: каждому слову присвоить порядковый номер. Попытайся запомнить список, глядя на него в течение 40 секунд, а затем на другом листке бумаги написать слова вместе с цифрами.
Как наяву
Попроси кого-нибудь придумать и произнести вслух десять описаний неких картинок (например, «дождь, льющий за окном», «земляничное варенье в банке», «собака, виляющая хвостом», «молния, сверкающая в темноте» и т.д.), а ты постарайся представить эти образы как можно ярче: потом тебе надо будет записать то, что ты запомнила, причем в том же порядке.
Что в мире-то делается!
Постоянно давай мозгу новые впечатления. Иди в школу новым путем, выучи несколько фраз на незнакомом языке, реши кроссворд. И постарайся не действовать на «автопилоте». Вспомни, сколько всего ты сегодня сделала автоматически. По-быстрому проглотила завтрак? Почистила зубы? Поприсутствовала на уроке истории, пропустив мимо ушей все, что говорила учительница? Лучше «включи» все свои органы чувств: смотри, прислушивайся и даже принюхивайся. Что происходит вокруг? А назавтра попробуй восстановить в памяти, как прошел день. Что ты делала в такое-то время? Что на тебе было надето? Что сказала одноклассница перед контрольной по алгебре? Какие духи у соседки, которую ты встретила у подъезда? Не факт, что в итоге ты превратишься в этакого Шерлока Холмса, подмечающего любые мелочи, но внимательность точно разовьешь.
Алиса ФЕНХЕЛЬ