Пьедестал. Интервью с джазовой певицей Сашей Фрид
Сегодня в гостях у «Маруси» Саша Фрид – яркая девушка, которая играет музыку в стиле джаз-фанк. Мы поговорили с ней о путешествиях, творчестве и о том, почему ее вдохновляют пиджаки с чужого плеча. Встречай!
Анкета:
- Возраст: 25 лет.
- Знак зодиака: Близнецы.
- Любимые города: Тбилиси, Санкт-Петербург, Лондон, Париж, Будапешт, Венеция, Москва.
- Любимая книга: поэтические сборники Генриха Сапгира.
- Любимые фильмы: «Серпико» режиссера Сидни Люмета, «После работы» и другие фильмы Мартина Скорсезе.
- Любимые музыканты: Soft Machine, Джими Хендрикс, Моби, The Doors, Арета Франклин, The Black Keys и многие другие
– Как ты поняла, что хочешь стать музыкантом?
– А я никогда не хотела им стать. Музыкант, в моем понимании, – это очень узкая история: тот, кто закончил консерваторию и играет на каком-то инструменте. Я, скорее, артист, который сразу и музыкант, и актер, и исполнитель, и автор. Мне приятнее именно такая формулировка – «артистка», «артист». Я пытаюсь транслировать музыку через сценические образы. Это гораздо увлекательнее. А как поняла, что хочу этим заниматься? Я с детства была творческим ребенком, которому все интересно.
– А чем ты еще в детстве увлекалась?
– Какое-то время ходила на танцы, пела в детском ансамбле, в котором мы создавали музыкальные спектакли, много танцевали, у нас были всякие постановки, мы разучивали песни и как бы играли. Что еще… Из музыкальной школы меня выгнали. Потом я еще много раз пыталась заниматься с педагогами, но ни у кого не хватало на меня нервов (смеется). В шесть лет немного играла в теннис. В начальных классах больше всего я любила театральную студию, где мы очень много рисовали, ставили спектакли, как в театре теней. Вот такое было своеобразное развитие творческого начала.
– Нечего себе. Какое насыщенное детство!
– Ну а потом, уже в старших классах, я ходила в ГИТИС на курсы, мечтала стать актрисой, как и многие шестнадцатилетние девочки. Потом поступила в МГУ на факультет по направлению «Теория и семиотика искусств», где мне дали обширную теоретическую базу. В университете я в качестве хобби занялась вокалом. И в магистратуре взяла максимум часов вокала, джазовой гармонии, актерского мастерства, игры на инструментах. Позже все это пригодилось мне в моем музыкальном проекте.
– Так хобби стало профессией. Здорово! А сейчас ты чем еще занимаешься помимо музыки?
– В последний год… ремонтом! Причем сразу в двух квартирах. Я начала обращать внимание на дверные ручки. И не способна зайти в помещение, не обратив внимания на интерьер. Могу подчеркнуть для себя какие-то интересные дизайнерские решения или же, наоборот, расстроиться из-за неправильно положенного паркета или убивающего все лучшее во мне «подвесного потолка». Еще меня увлекает антикварная и винтажная мебель. Моя подруга как раз работает с итальянской и южно-европейской винтажной мебелью. Она нашла мне, например, удивительный диван конца XIX века в идеальном состоянии и практически бесплатно. С тех пор я мониторю все сообщества и сайты, посвященные этой теме, фантазирую, как бы обставила свою квартиру или любое другое помещение.
– У тебя необычный музыкальный стиль. Расскажи, кто из исполнителей на тебя повлиял.
– В детстве моим любимым фильмом была картина «Смешная девчонка» с Барброй Стрейзанд. Это, наверное, первый фильм-мюзикл, который я посмотрела. И к которому возвращаюсь, если у меня сложный момент в жизни, а я не знаю, как поступить. Потом я начала интересоваться афроамериканской музыкой – это Этта Джеймс, Линн Коллинз. И как на вокалистку на меня самое большое влияние оказала Арета Франклин. Я восхищаюсь ей. Кстати, с детства я слушала и рок-музыку. Группы самые разные, но вокалистами там были, в основном, мужчины. Они тоже меня вдохновляли.
– А с кем бы ты мечтала спеть дуэтом?
– У меня на этот вопрос всегда один ответ: большая мечта спеть с Джеем Кеем из группы Jamiroquai. Насколько я знаю, у него дуэтов нет вообще. И, надеюсь, когда-нибудь первый будет именно со мной (смеется).
– И еще один вопрос о творчестве. К какому фильму ты записала бы саундтрек?
– Подруга говорит, что у меня режиссерский взгляд на жизнь, я мыслю картинками и сюжетами. Соответственно, каждая песня, за которую я берусь, сразу ассоциируется у меня с кинокартиной. Возможно, я даже когда-нибудь сниму фильм и сама напишу к нему саундтрек. Это был бы интересный опыт.
– Ты сама выбираешь наряды для выступления? Что тебя вдохновляет, когда ты создаешь свой стиль в одежде?
– Да, это целый процесс, ритуал. Редко бывает такое, что я нацепила что-то и пошла на сцену. Я даже в магазин одеваюсь по полчаса…(смеется). Не знаю, что меня вдохновляет. Наверное, сами вещи. Мне важно, чтобы каждая была со своим характером, шармом, чтобы она сама по себе могла рассказать интересную историю. Поэтому я очень люблю винтаж. Так со сцены я транслирую не только свою собственную жизнь, но и тех женщин, которые когда-либо носили мой пиджак или блузку.
– Кстати, а кого из звезд ты считаешь иконами стиля? Или, может быть, на тебя влияют дизайнеры и художники?
– Икона стиля для меня – это Дэвид Боуи. Все его образы, каждый из них просто невероятный, завораживают меня. Вообще эпоха глэм-рока меня очень вдохновляет. Также я люблю 70-е, 90-е годы в музыке... А вот из дизайнеров не могу никого особо выделить. На сегодняшний день самый интересный для меня, наверное, это Дрис Ван Нотен, хотя одежда этого бренда мне не очень подходит. Просто это красиво. Что касается художников… Меня вдохновляет авангард. А вообще я черпаю вдохновение из каждой эпохи, выбирая для себя то, что считаю лучшим.
– Как ты пишешь музыку? Как происходит весь творческий процесс?
– Первые моменты зарождения той или иной композиции – это очень личный момент, который может возникнуть в любую секунду. Были случаи, когда мелодия приходила ко мне на парковке торгового центра, на прогулке в парке или в поездке в метро. Например, одну песню, которая пришла ко мне с текстом, я стала напевать в гостинице, пока ждала лифта.
– А тексты ты тоже сочиняешь сама?
– Часто приходят уж готовые фразы. Я очень люблю собирать слова из книг. Я могу взять сразу несколько произведений или сборники стихов и выписать себе разные интересные фразы, которые мне запомнились и понравились, показались «вкусными». А потом начинаю с ними играть, собирая их в стихи. Потом я приношу свои мелодии и тексты Леше Москалеву – моему музыкальному продюсеру и Андрею Кану – моему гитаристу. И дальше Андрей пишет аранжировку, и мы над ней вместе втроем сидим и работаем. Мне важно участвовать во всем процессе – от написанного мною первого слова до готового варианта.
– А есть предметы или вещи, без которых ты не выходишь на сцену? Которые приносят тебе удачу?
– Только мои кольца, которые я все время ношу на пальцах. Стараюсь их не забывать – это и красиво, и, да наверно, это можно назвать своеобразными амулетами. Но в целом я не ношу с собой никакие символические штуки. Честно говоря, это последнее, о чем я думаю на сцене.
– Расскажи, каким человеком должен быть настоящий джазист.
– Он должен быть свободным. Это самое главное.
– Летом ты выступала на крупном международном фестивале «Усадьба Jazz». Как ощущения?
– Это было невероятно! Мы приехали туда на конкурс, а в итоге я стала участником музыкального лагеря для молодых исполнителей, групп, певцов, вокалистов. Получился бесконечный обмен опытом, общение – музыкальное и человеческое. Такой открытой и абсолютно не конкурсной атмосферы я никогда и нигде еще не чувствовала. Я уехала оттуда, полная вдохновения и веры в то, что в нашей стране все будет замечательно и с музыкой, и с музыкантами, и с фестивалем «Усадьба Jazz». Думаю, что могу сказать от лица всех, кто там был, огромное спасибо.
– Я знаю, ты любишь путешествовать. Где ты уже успела побывать и что особенно запомнилось?
– Это вопрос на целую книгу, конечно (смеется). Я вообще считаю, что смысл жизни в путешествиях. Хотя не могу сказать, что много где побывала. Может, я немного скучная, но я люблю те вещи, которые знаю, и очень часто езжу в одни и те же страны, в одни и те же места. Дважды я была в Нью-Йорке, несколько раз в Париже, в Берлине, в Израиле, часто езжу в Грузию… Один раз была в Лондоне. Жила там три месяца, училась, мне там очень понравилось. И вообще теперь очень хочется поездить по всей Великобритании. Что запомнилось? Нью-Йорк. Когда самолет подлетает к Нью-Йорку и садится на закате. Все небоскребы в розовом свете. Это невероятно завораживает, перехватывает дыхание, и ты предвкушаешь что-то волшебное, какие-то невероятные приключения в этом городе. Еще Лондон. Ты выходишь на улицу, наблюдаешь и случайно открываешь для себя какой-то удивительный маленький уютный парк с классной музыкой, тебя приглашают в разные места, и это безопасно, весело и интересно. Воспоминания о Берлине – винтажные магазины. А об Израиле – вкусный авокадо (смеется). А еще очень сильное впечатление у меня от Ниагарского водопада. Когда ты едешь на лодочке в дождевике под брызжущим стихийным, совершенно необузданным водопадом – это и страшно, и упоительно одновременно.
– Немного о личном. Скажи, ты бы стала встречаться с мальчиком-музыкантом? Или, наоборот, предпочла бы свидание с парнем, который вообще никак не связан с творчеством – например, с физиком-ядерщиком?
– Независимо от профессии у моего молодого человека должно быть что-то такое, за чем я готова была идти на край света. Мне нужен парень, который поддерживал бы меня в моих начинаниях, уважал и обожал (смеется). И да, еще очень важно, чтобы он меня вдохновлял. И все равно музыкант он, сварщик или летчик.
– Ты любишь готовить?
– Мое коронное блюдо – креветки с тонкой китайской лапшой в кисло-сладком соусе. Все это я делаю с медом, корицей. Получается очень вкусно, всем нравится. Обычно я готовлю, когда есть вдохновение. А еще после меня приходится убирать кухню, а этого никто не любит делать. В первую очередь, я сама. А еще умею варить овсянку (смеется).
– Расскажи, о своей заветной мечте.
– Все очень просто. Чтобы мои родные и близкие были здоровыми и быть здоровой самой. Чтобы никто никогда не болел. Это самое главное. Всего остального можно добиться своими усилиями. А вообще хочу жить вечно (смеется).
Беседовала Дарья ЛАБКОВСКАЯ