Синдром отличницы
В
обществе существуют определенные стереотипы: если ты отличница -
будь любезна и выглядеть соответственно. А если надеваешь куртку-косуху
и мини-юбку, не видать тебе пятерок, как собственных ушей...
"Здравствуй, дорогая редакция! В моей жизни сложилась
проблемная ситуация, и сама найти выход я не могу. Я учусь в девятом
классе. Все прежние годы я была примерной ученицей и отличницей.
Все время было посвящено учебе. Приходилось читать взрослую и серьезную
литературу, участвовать в школьных олимпиадах, выходные проводить
в библиотеках и за учебниками, в то время как другие девчонки веселились
и отдыхали. Мне нравилось узнавать новое, быть хорошо подкованной
по многим вопросам. Учителя нашей школы замечали мои старания, хвалили
и ставили в пример не только моим одноклассникам, но и ученикам
из других классов. Я гордилась собой и восхищалась своими успехами.
Самое ужасное - теперь у меня не было права на ошибки, так как за
мной наблюдала вся школа и на меня ориентировались ребята.
В конце прошлого учебного года к нам в класс пришел
новый ученик. Он не был отличником, но и глупым его не назовешь.
В общем, обыкновенный парень со своими плюсами и минусами. Его больше
интересовали мотоциклы и техника, нежели учеба в школе. О железяках
он мог рассказывать часами. Мне эта тема очень нравилась, но я плохо
в ней разбиралась. Мы разговаривали о технике, и однажды он даже
прокатил меня на мотоцикле. Ощущения непередаваемые! В итоге время,
отведенное на учебу, пришлось сократить. Да и имидж захотелось сменить.
Я перекрасила волосы, стала носить юбки покороче и сапоги на высокой
платформе.
Смена моего образа никак не отразилась на качестве моей
учебы. Только теперь мне уже не хотелось все выходные сидеть за
учебниками и книжками. Я с нетерпением ждала выходных, когда мы
с моим новым другом сможем покататься на мотоцикле и поговорить
на нашу любимую тему. Учителя были недовольны произошедшими во мне
изменениями. Как-то раз я на улице встретилась с классной руководительницей,
и она мне сказала: "Что-то ты сильно изменилась в последнее
время. Волосы покрасила. Ботинки мужские стала носить". Я улыбнулась
в ответ и сказала: "Да, у меня появилось интересное хобби".
Она посмотрела на меня подозрительно и ответила: "Смотри, а
то своим новым образом ты шокируешь преподавателей. Да и учебе стала
уделять меньше времени. На последних двух факультативах, например,
не была. Так нельзя". Я растерялась, но все-таки нашла, что
ответить: "Зря вы так переживаете. Ведь я по-прежнему хорошо
учусь, и все работы сдаю вовремя". Классная руководительница
не переставала возмущаться: "Да, пока сдаешь. Что будет дальше?
Ведь все учителя ставят тебя в пример, на тебя ориентируются ребята.
А ты увлеклась непонятно чем. Мне кажется, тебе стоит об этом подумать".
Меня очень расстроил разговор с классной руководительницей.
Сейчас я нахожусь на перепутье: быть прежней я больше
не хочу, а мой новый образ и хобби не принимают учителя. Посоветуйте
мне, пожалуйста, что делать? Неужели все свое время я должна посвящать
школе? Я нашла себя, и мне нравится этим заниматься. После окончания
школы я хочу поступать в технический вуз и стать конструктором.
Отличница, Московская обл.".
Ситуацию комментирует психолог Ольга Ильина:
"Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
Зачем бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей..."
Это не я. Это Александр Сергеевич Пушкин.
И это - аргумент "номер раз" для всех твоих
учителей.
А если по существу, то ты должна четко видеть перед
собой цель. Ведь ты же не собираешься "скатываться" и
снижать свой результат в учебе? Если нет, то стать немного меньшей
"ботанкой" - значит, повысить свой рейтинг среди одноклассников.
К тому же, я надеюсь, ты не пытаешься увлечь своим хобби
учителей? Ну и славненько.
А чтобы тебя не грызла "мышь сомнения", поступать
надо (не только в этой ситуации, это способ универсальный) следующим
образом:
1. На любую проблему надо взглянуть
со стороны, а еще лучше сверху, "с балкона". Ведь так
видно лучше и дальше: ты видишь перспективу.
2. Сверху легче увидеть не
просто позицию учителей, но и их мотивы. А мотивы следующие: если
позволить ей (отличнице, девочке, которая всегда была примером)
такое самоволие, то и остальные выйдут из-под контроля. И если она-то
еще как-никак будет заниматься по привычке, то остальные и учиться
перестанут! У нас, мол, и так забот хватает, а тут еще новые! Нет
уж, "ату ее!". Пусть все остается как было. Вот такой
стереотип мышления у учителей.
"Обычай деспот меж людей!"
И они начинают взывать к твоей совести и вызывают чувство
вины: ты не имеешь права меняться. Ведь на тебя смотрит вся школа.
Ты - наш эталон!
А ты подписывалась на эталон? Обещала и клялась им быть? Нет? Ну,
так это не твоя проблема!
Еще запомни очень важную для тебя вещь: каждый человек
имеет право на ошибку! И каждый имеет право выбора!
Главное - держи перед собой цель: качество учебы остается
прежним!
И еще. Обязательно отдели "котлеты от мух".
В школу не ходи "на платформе и в мини-юбке". Чем раньше
ты поймешь и примешь, что есть деловая одежда и одежда для спорта
и отдыха, тем выше будет твой авторитет среди учителей, тем спокойней
им (и тебе) будет.
Так что в школу отправляйся за пятерками в приемлемой
деловой одежде и неброском макияже. А в свободное время, после сделанных
уроков, я думаю, наряд байкерши тебе будет очень к лицу.
И пусть ваша с приятелем дорога будет гладкой, как скатерть!
Добавить комментарий