Анна Нежная — дипломат дизайна
Дизайнер Анна Нежная создает костюмы и декорации для театральных постановок и эстрадных шоу, превращая сцену в настоящее произведение искусства. Как это ей удается?
- Чем творчество сценического дизайнера, художника по костюмам отличается от работы модельера? И в чем сходство?
- Что-то общее, безусловно, есть. Модельер обязан всегда быть в тонусе: ему нужно два раза в год показывать коллекции, которые должны чем-то удивить зрителей, и при этом сохранять свой стиль. Так и я постоянно испытываю драйв оттого, что создаю что-то новое. Но профессия сценографа все-таки для меня более привлекательна, хотя мне неоднократно предлагали работать в качестве модельера: я постоянно что-то интересное для себя открываю - возможности компьютерного дизайна, станковой живописи, применения новых материалов...
- Как получилось, что вы стали реконструировать костюмы и декорации к легендарным балетам "Русских сезонов"?
- Это был наш с мужем, Анатолием Нежным, первый театральный проект после окончания Московского художественного училища. Что-то мы делали вместе, что-то - независимо друг от друга. Нам было всего по 22 года, когда к нам обратился Андрис Лиепа с предложением восстанавливать "Русские сезоны"*, но любовь к "Миру искусства" на самом деле у меня очень давняя. Кстати, в дополнение к ответу на первый вопрос: мне кажется, что сценические работы художников-"мирискусников" оказали потрясающее влияние на моду своего времени. Бакст, например, перевернул сознание парижской публики тем, что показал, как "вкусно" и по-европейски можно преподнести совершенно дикие, азиатские сочетания цветов - оранжевого, бордового, зеленого...
- Вы работали с какими-то сохранившимися эскизами того времени?
- Значительная часть материалов утрачена. Некоторые эскизы сохранились, но общую картину приходилось восстанавливать, как мозаику, по отдельным кусочкам - по черно-белым фотографиям, воспоминаниям, обрывочным фразам. Иногда нужно было только на свое ощущение ориентироваться.
- Вы работаете не только для театра, но и для различных шоу-программ. А с кем из артистов вы сотрудничаете?
- Я активно работаю с Варварой, с Анитой Цой, с "Хором Турецкого". Недавно делала декорации для Надежды Бабкиной. В ее шоу было задействовано множество людей, разных ансамблей, кроме самого коллектива Надежды Георгиевны, поэтому передо мной стояла задача: как комфортно разместить на сцене большое количество народа? И я придумала тройной пандус**, по которому сходили в плавном движении все участники концерта. Кроме того, надо было учитывать характер музыки, русскую специфику. Для меня творчество Надежды Бабкиной ассоциируется с безграничным пространством русских степей. Сама она казачка, у меня дедушка тоже, кстати, с Дона. Поэтому детские воспоминания об этой земле беспредельной и подвигли меня максимально расширить площадку, выйти за границы занавеса, но при этом сделать достаточно легкую декорацию, чтобы акцентировать внимание зрителя на "линии горизонта", где был размещен проекционный экран. У меня для каждого эпизода была четко продумана раскадровка с использованием мотивов из живописи Лентулова, Кандинского, Кустодиева, графики Билибина.
- Все декорации - переносные? Или их можно использовать только в одном зале?
- Специфика работы для шоу заключается в том, что декорации зачастую живут только один вечер. Или два, или три. А в театре декорации делаются немножко по другим законам, там и износостойкость нужно учитывать, и определенная технология должна быть проработана. Зачастую получаешь задание приспособить декорации именно к транспортировке. Например, те же "Русские сезоны" гастролировали по стране: были выступления в Новосибирске, Челябинске, Перми - на хороших, достойных сценах. И все декорации благополучно переезжали с места на место.
- С чего начинается работа над оформлением спектакля или шоу?
- Я всегда стараюсь идти в первую очередь от эскизов. Если картинка изначально красивая, то можно действовать дальше.
- Вы используете компьютерную графику?
- Современные технологии, конечно, очень помогают. Мне очень нравится, например, цифровая печать на ткани: можно многократно увеличить свою картину, использовать какие-то спецэффекты, создать искусственную перспективу. Но компьютерная графика как таковая выглядит слишком сухо и безжизненно. Я ее оживляю при помощи каких-то элементов своих живописных работ или использую всего лишь в качестве фона, который потом разрисовываю вручную. Все-таки дизайнеру необходимо умение создать картину своими руками, а компьютер - всего лишь один из инструментов.
- Для одного из шоу вы делали костюмы циркачам... из бамбуковых палочек. А еще какие-нибудь необычные материалы вы используете?
- У современного дизайнера любимое место - строительный рынок. В ход идут самые разнообразные материалы - вплоть до утеплителя-полиуретана. Как-то раз я делала парики из световых трубок.
- Вот создан эскиз. И с материалами вы определились... А что дальше?
- В зависимости от задачи я выбираю конкретную мастерскую, которая специализируется или "по механике", или по исполнению какой-то бутафории, или по живописи в чистом виде. Для "Русских сезонов", например, декорации исполнялись традиционным способом в мастерских Большого театра: макеты расстилали на полу - в лучших традициях начала века - и работали без какого-либо вмешательства современной технологии. Но при этом бутафория была сделана современная, со сложной механикой: например, в балете "Синий бог" лилия бесшумно раскрывалась с помощью мотора BMW.
- Получается, что вы сотрудничаете с большим количеством людей?
- Конечно. Кто-то конструирует костюмы, люди с архитектурным образованием возводят жесткие элементы декораций - и за всем нужно проследить. Каждый раз надо учитывать специфику зала и возможности световых эффектов. Я всегда нахожусь в непосредственном контакте с художниками по свету, советуюсь с ними. Так что сценический дизайнер - это и надзиратель, и вдохновитель... и всегда в какой-то степени дипломат, потому что людей надо увлечь своей идеей, чтобы они поработали, используя все грани своего таланта, и по-настоящему стали твоими помощниками... Но при этом важно, чтобы ты и сама могла воплотить в жизнь любую свою задумку, представляла, что для этого нужно. Не будучи профессиональным закройщиком, я, тем не менее, обладаю опытом в этой области, знаю, как делаются костюмы. А если мне надо показать, как должны выглядеть декорации один к одному, я могу сделать большую аппликацию в натуральную величину... Создание декораций - это во многом коллективная работа, но мне хочется отвечать за конечный результат.
Редакция благодарит маркетингового директора проекта "Музыка всех времен и народов" Татьяну Рассказову и арт-группу "Хор Турецкого".
Добавить комментарий