Рыжий цирк Насти-клоуняшки
Что
бы там ни говорили, но девушка-клоун - это необычно. Неудивительно,
что на IV Международном молодежном фестивале циркового искусства
особое внимание зрителей было приковано к 20-летней Насте Савельевой,
которая работает на манеже в жанре клоунады...
- Настя, почему ты - клоун?
- Да потому, что я рыжая (смеется). В цирке, когда работают
два клоуна, у них разные амплуа: один - белый, а другой - рыжий.
А я работаю на манеже одна: сама себе и белая, и рыжая.
- Не хочешь ли ты сказать, что ты и по жизни одиночка,
этакий гадкий утенок, и в школе ты была тоже одинока?
- Да. Я такая. Не признаю над собой никакого диктата.
Наверное, поэтому и не любила школу. Там мной пытались командовать
и учителя, и сверстники.
- Работать в одиночку, как я полагаю, очень сложно…
- Безумно тяжело. Тебя никто не поддерживает. А ведь
нашему брату-клоуну еще и смешить зрителя надо.
- А какой вид клоунады тебе ближе?
- То направление, которое исповедует Вячеслав Иванович
Полунин. Для меня он - человек "номер один". Немножко
театральное, смысловое направление. Вообще, с детства я очень хотела
стать артисткой и после девятого класса поступила в эстрадно-цирковое
училище.
- А когда ты поняла, что в тебе сидит клоун?
- Наверное, тогда, когда меня снимали за ноги с деревьев.
Или гости вопили, потому что на них летели салаты со сдернутой скатерти...
- Что говорили родители, глядя на твои проказы?
- Вообще-то семья у нас творческая. Музыканты - по линии
мамы. А папа - электронщик. Это я такой немножко уродик… Естественно,
они ругались. Мама грозила мне пальцем: "Смотри, отдам тебя
в цирковое училище на клоуна". В итоге так и получилось. Но
вообще-то я поначалу рассматривала цирковое училище как трамплин
в театр…
- Что же помешало "прыгнуть"?
- Цирк "засосал" меня очень сильно. Я сразу
поняла, чего хочу в этой жизни. Увидела ребят-клоунов, которые работали
в паре. Для меня был праздник, когда я ходила на их выпускные спектакли.
И я сказала себе: "Хочу быть, как они!"
- Директор нашего главного цирка Максим Юрьевич Никулин
как-то сказал, что клоун - это философия. Он должен через многое
пройти, чтобы уметь смеяться над собой. А ты умеешь смеяться над
собой?
- Реприза "Банки", мне кажется, - ответ на
вопрос. Я пытаюсь это делать и на манеже, и вне его.
- Кстати, где ты достала столько банок для этого номера?
- Я их собирала по помойкам славного города Ярославля.
Лазила с палкой по всем "мусоркам" и выковыривала оттуда
банки. Со стороны, наверное, забавное зрелище. Тетя, замотанная
шарфом по самые уши, роется в урне, распространяя вокруг запах дорогих
духов.
- А что означает твой грим? Ты сама его придумала?
- Вообще я изначально не хотела делать акцент на каком-то
ярко выраженном женском начале. Я хотела примерить стиль "унисекс".
Такая девочка-подросток в штанишках. Грим родился в процессе работы.
Где-то сама придумала, где-то подсказали. Подруга мне сказала: "Зачем
тебе брови так низко, тебе нужны глаза большие". А действительно!
И я рисую брови своей формы, только выше. Вообще правильный грим
создается в результате долгого творческого процесса. Для меня основной
критерий - грим должен подчеркивать мои черты лица, а не делать
новые. Тогда это настоящий клоунский грим. Ты показываешь себя,
только немножко ярче.
- То, что тебя пригласили выступить в гала-представлении
на фестивале - это заслуга…
- ...Конечно, моего режиссера. Я еще "зеленая",
чтобы самостоятельно ставить сложные номера. Еще не дозрела до глубокой
философии клоунады.
- Ты выступаешь на манеже одна, но, образно говоря,
ведешь за собой зрителя, заставляешь его смеяться, аплодировать,
сокрушаться. А вне арены ты тоже лидер?
- Да! Безусловно! И очень сильный. Это признает и мое
окружение, хотя среди моих знакомых много ребят. В жизни бывают
такие моменты, когда приходится ношу класть себе на плечи - и вперед.
Женщины упорнее, чем мужчины.
- Когда ты на арене, чувствуешь связь со зрителем?
- Чаще да, чем нет. Хотя опыта у меня маловато, но я
стараюсь "зацепить" зрителя. На этом фестивале я впервые
работала на такую большую аудиторию, и мне кажется, что некоторые
мои репризы находили отклик у зрителей.
- Что дал тебе этот фестиваль?
- Обычно на такие фестивали едут на других посмотреть,
себя показать. Как вы знаете, наград я не получила. Не готова сейчас
сказать, что фестиваль дал мне в творческом плане, но психологически
он, конечно, дал мне многое. Количество людей, приходящих в Московский
цирк, больше. И публика более требовательная. Не случайно многие
артисты, выступая на столичной сцене, испытывают страх, опасаясь
провалиться. У меня тоже поджилки тряслись. На фестивале я преодолела
такой страх. А это дает возможность сосредоточиться на качественной
стороне выступления.
- Станет ли клоунада в будущем твоей профессией?
- Это уже сейчас моя профессия. Я работаю в Российской
государственной цирковой компании. Мне выплачивается зарплата и
надбавка. Но главное - цирк прельщает меня со всех сторон. Потом
я хочу делать какие-то свои цирковые проекты, то есть быть режиссером.
Для этого я поступила в ГИТИС и учусь заочно. Не так давно я завела
дружбу с Театром экстремального шоу. Это близко к цирку. Думаю,
в итоге получится интересное зрелище - и цирк, и театр.
- Настя, а как тебя все-таки правильно называть? Клоун?
Клоунесса?
- Это ужасное слово - клоунесса! Сразу ассоциируется
со стюардессой, директрисой. Я себя люблю называть "клоуняшкой".
По-моему, очень милое, хорошее название.
Добавить комментарий