Вопрос доверия
17 мая в России отмечается Международный день детского телефона доверия. Кто же эти люди, которым можно позвонить и рассказать любой волнующей тебя проблеме? Мы поговорили об этом с руководителем «Детского телефона доверия» Московского городского психолого-педагогического университета, Анной Ермолаевой.
– Анна, расскажите, пожалуйста: какими качествами надо обладать, чтобы стать именно детским психологом?
– Мне кажется, что с детьми работать сложнее и интереснее, чем со взрослыми. Ведь к каждому маленькому абоненту нужно найти индивидуальный подход. Конечно, самое главное, чем должен обладать такой психолог, – это любовь к детям. Нужно понимать их желания, быть открытым. Последнее – очень важно, потому что только такому человеку они будут доверять.
– Девушки нам часто пишут, что хотят стать психологами. Что вы им посоветуете?
– Вообще, когда люди, особенно в раннем возрасте, говорят: «Я хочу стать психологом», – надо задуматься. Важно разобраться, от чего идет такое желание. Некоторые люди действительно готовы налаживать контакты с окружающими и вообще работать в сфере общения. Конечно, если вы относитесь к этой категории, то все у вас должно получиться. А вот кое-кто хочет таким образом решить какие-то свои проблемы. Скажу сразу, что такие люди в профессии не остаются. Поэтому, прежде всего, надо понять свои истинные мотивы. Еще очень важно здраво оценить свои силы – хватит ли их, чтобы помогать другим людям? Инструмент психолога – это его личность, поэтому над ней придется постоянно работать. Только тогда можно будет влиять на других людей.
– Следующий вопрос – непосредственно о вашей работе в службе доверия. Кто вам чаще звонит: ребята помладше или старшие школьники?
– Если говорить про возрастные группы, то нашим самым маленьким абонентом является пятилетний ребенок, а что касается верхнего порога, то нам звонят юноши и девушки до 18 лет. Чаще всего обращаются подростки, они более информированы: ребенок помладше иногда просто-напросто не знает о такой услуге, а тинейджер может залезть в интернет, увидеть рекламу на улице или по телевизору. Кстати, наша служба работает и для родителей тоже.
– Часто говорят, что юноши замкнуты в себе и неохотно идут на контакт. Получается, что девочки чаще становятся вашими абонентами?
– Да, конечно. Девушки изначально более открыты, готовы воспринимать советы других людей. Юноши склонны решать свои проблемы самостоятельно, в крайнем случае – при помощи своих друзей. Но они тоже обращаются. Если брать в процентом соотношении, то среди наших абонентов – 40% мальчиков и 60% девочек. Не такой уж сильный перевес.
– Бывает ли так, что один и тот же ребенок звонит несколько раз, и вы его проблему решаете в динамике?
– Да, к примеру, если кого-то травят и дразнят одноклассники, рекомендаций по этой проблеме можно дать очень много. Бывает, что какая-то из них не срабатывает. Соответственно, подросток может обратиться снова (или, наоборот, если все получилось, он звонит, чтобы поблагодарить и рассказать, как ситуация разрешилась). Сложно вести случаи долго, потому что у нас большой штат психологов. В «Детском телефоне доверия» МГППУ работает 30 консультантов, и у каждого – свой график работы. То есть ребенку непросто попасть на человека, с которым он работал в первый раз. Кроме того, психологи соблюдают анонимность и не дают свои личные контакты. Но все они квалифицированные и опытные. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы продолжить общаться с другим специалистом. Ребенку достаточно рассказать, какие рекомендации были даны до этого.
– Расскажите о типичных проблемах ребят, которые к вам обращаются.
– Дети младшей и средней школы обращаются по проблемам, связанным с учебой: «Не понимаю математику», «Как сказать родителям, что я получил плохую оценку». Часто они переживают из-за отношений с братом или сестрой, их волнуют вопросы самореализации. К примеру, ребенок может сказать: «Я хочу танцевать, а папа отдает меня в борьбу». Проблемы подростков – несколько другие. Это конфликты с родителями, отношения со сверстниками, очень часто – стресс, связанный с ГИА и ЕГЭ. Нам звонят и в сложных кризисных ситуациях – первый сексуальный опыт, беременность, какие-то зависимости, болезни, страхи, депрессии, насилие. Главное – ребенок должен понимать, что психолог не осудит его, а наоборот, поможет, при этом не разгласив информацию. Помните, основной принцип телефона доверия – анонимность, какой бы информация ни была (если только речь не идет об угрозе жизни). Можно даже не называть своего имени и фамилии.
Кроме того, это услуга бесплатная, круглосуточная и оказывается профессионалами. Все наши психологи обладают высшим образованием и имеют опыт работы именно с детьми.
– А что вы посоветует тем ребятам, которые опасаются, как говорится, «выносить сор из избы»: вдруг родители их осудят, если узнают, что ребенок обратился в службу доверия?
– Нам поступают звонки, которые мы между собой называем «молчащими», когда ребенок молчит в трубку, потому что боится или проверяет. Мы всегда стремимся его разговорить. Но лучше, конечно, не замыкаться и поделиться с психологом своими опасениями. А родители не узнают, если ребенок не захочет сам им сказать.
– Вы как-то определяете, сколько времени общаться с одним обратившимся? Есть ли тут какие-то ограничения?
– Нет. Если ребенку нужна помощь, никто не будет говорить, что наше время заканчивается. Мы посчитали, что в среднем на одно обращение у нас уходит от 20 до 40 минут. Но если беседа длится больше часа, никто ее обрывать не будет.
– Вы могли бы рассказать о каком-то случае из практики, который вам особенно запомнился?
– За время работы у меня накопилось много таких ситуаций, но я не могу рассказать, к сожалению, ни об одной. Ведь главный принцип нашей работы – анонимность. А вдруг кто-то из читательниц журнала к нам обращался и сейчас прочтет о своем случае? И потом справедливо заметит: «Ага, у них там анонимность, а я рассказала историю – и они напечатали ее в журнале».
– Есть ли общий телефон доверия для всей России?
– С сентября 2010 году в России стал действовать единый Всероссийский детский телефон доверия. Его номер 8-800-2000-122. По нему можно бесплатно позвонить как с городского, так и с мобильного телефона. Он работает таким образом, что где бы ни находился ребенок, его соединят с ближайшей к нему службой доверия. То есть для Москвы это будет московская служба, а для Сургута, к примеру, – сургутская. Эта линия объединяет 287 телефонов доверия по всей стране. Наш «Детский телефон доверия» МГППУ подключен к московскому номеру 624-60-01. По нему можно дозвониться напрямую к нам. У нас есть сайт: childhelpline.ru. Существуют еще телефоны кризисных служб помощи – центров по борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью, приютов, больниц – они размещены на сайтах департамента образования каждого города. Но мы тоже можем дать дадим необходимые контактные данные.
– Анна, как вы восстанавливаетесь после такой напряженной работы? Это же очень сложно – все время слушать о чужих проблемах.
– Психологу, как и всем людям, нужно уметь делать работу на работе, а отправляясь домой, забывать о ней, переключаться. Конечно, это не всегда получается, потому что много бывает звонков, связанных с темой насилия. Их все время в голове прокручиваешь. Но если думать об этом в свободное время, то у психолога быстро произойдет эмоциональное выгорание. Надо научиться не приносить психологию в свою повседневную жизнь. В рамках нашей организации мы стараемся заботиться друг о друге. Постоянно устраиваем семинары на разные темы, занимаемся арт-терапией, рисуем, встречаемся, обсуждаем разные вопросы. У нас есть специалист, с которым можно обсудить или свою личную проблему или проблему своего абонента. Кроме того, существует огромное количество методик восстановления. Но главная рекомендация – не забывать о себе, об отдыхе, иметь хобби.
Всероссийский детский телефон доверия – 8-800-2000-122.
Добавить комментарий