Гармония Японии
Японский стиль в интерьере – это целая философия. Он учит довольствоваться малым и видеть прекрасное в самых обыденных и незамысловатых вещах. Такой аскетизм не всем подходит – только людям, способным отрешиться от суеты и проникнуться восточной мудростью.
Традиционные японские дома всегда строились просто. Сначала в землю вбивали несущие столбы, потом делали крышу, которая опиралась на этот каркас, а в качестве стен устанавливали легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки, которые оклеивали бумагой. Никаких замысловатых конструкций, ведь в Японии часто случаются землетрясения, так что чем проще и приземистей здание, тем больше шансов, что оно устоит (а если даже что-то и обрушится, никого не завалит тяжелыми обломками – разве что бумага порвется). Привычных нам окон и дверей не было: захотел – отодвинул одну из створок, вот тебе и вид на прилегающий садик.
Подобные раздвижные перегородки, конечно, у себя дома без капитального ремонта не организуешь, но можно запросто поставить легкую ширму, отделив одну функциональную зону от другой – например, рабочий уголок, где ты делаешь уроки, от спального места. А при необходимости пространство легко объединить снова – без всяких сложных перепланировок.
Так уж исторически сложилось, что в Стране восходящего солнца не очень много свободной территории под застройку и домики в основном маленькие, а все-таки душа просит хоть какого-то простора. Японцы решают эту проблему следующим образом: создают иллюзию, что комнаты большие, за счет того, что они практически пусты. Тут нет ничего лишнего, да и мебель практически отсутствует.
В японском жилище всего по минимуму. На полу – жесткие маты-татами из рисовой соломы или бамбуковые циновки. По ним ходят без обуви. В сочетании с подушками они вполне заменяют диваны и кресла. Столики – низенькие (как будто с отпиленными ножками), чтобы можно было пользоваться ими, сидя на полу. Кровати тоже приземистые. Они по традиции располагаются в центре помещения и становятся главным и наиболее крупным предметом мебели.
Большая часть вещей спрятана за фасадами встроенных шкафов, которые для маскировки нередко окрашивают в цвет стен. Да и подиумы, которые, как и перегородки, разделяют помещения на разные по функциям зоны, тоже представляют собой вместительные хранилища, ведь внутри они полые. Еще одна распространенная в Японии система хранения – это тансу, комоды. По виду – этакие дорожные сундуки, которые могут заодно служить в качестве скамеек и легко переставляются из комнаты в комнату. Даже книги зачастую складывают в такие закрытые лари, чтобы на виду не было никаких посторонних предметов.
Стены, как правило, пусты, разве что в нише висит свиток с каким-нибудь многозначительным иероглифом, стоит декоративное деревце бонсай или красуется икебана, композиция из цветов.
Предмет, украшающий комнату, чаще всего один. Японцы считают, что нельзя вешать рядом несколько картин или ставить на одну полку разные аксессуары: это все равно, что слушать одновременно несколько песен.
Для японского стиля характерен символизм, поэтому если ты мечтаешь оформить свою комнату в традициях Страны восходящего солнца, учти: прежде чем украшать стену каким-нибудь иероглифом, неплохо было бы как минимум узнать, что именно он означает. А в идеале вообще не стоит выбирать первый попавшийся постер просто потому, что он вроде бы вписывается в интерьер. Для начала продумай, что именно ты хочешь сказать, какое настроение выразить. Лучше самой написать стихотворение-хокку каллиграфическим почерком и поместить его в рамочке на видном месте или любовно подобрать растения для икебаны, чем выставить на всеобщее обозрение ничего не значащий для тебя предмет.
Освещение в японских домах, как правило, мягкое, рассеянное. Точно такая же и цветовая гамма – спокойная, теплая, нейтральная. Чаще всего встречаются природные, чуть приглушенные оттенки – кремовый, песочный, темно-коричневый. Яркие краски отсутствуют. Материалы по традиции натуральные: это дерево, лен, шелк, бамбук, тростник.
В общем, основа японских интерьеров – это пустота и простор, подчеркивающие ценность тех немногих вещей, что есть в помещении, а также стремление к гармонии с природой. Всякие детальки вроде картинок с цветущей сакурой или живописной горой Фудзияма, конечно, тоже могут создать впечатление «японистости», но все-таки дело не в них. Главное – это ощущение покоя и умиротворения, которое должен дарить тебе твой дом.
В японском интерьере (в тканях, росписях ширм) постоянно присутствуют образы природы и времен года – цветущая сакура (весна), бамбук и стрекозы (лето), красные листья клена, хризантемы или луна (осень), сосновые ветви в снегу (зима).
Хоть в традиционных домах окна и отсутствуют, но в современных квартирах они все-таки есть. Правда, шторы на них тоже очень напоминают раздвижные перегородки: они представляют собой полотнища ткани с жесткой вставкой, которые перемещают по карнизу целиком.
Принципы японской эстетики
Саби (буквально «ржавчина») – это красота, рожденная временем. Японцы видят особый шарм в следах старины: всяких потертостях, сколах, царапинках на мебели и посуде. Это значит, что предметом с любовью пользовались на протяжении многих лет.
Ваби («воздержанность») – очарование простых вещей, заключенное в их функциональности, отсутствие вычурных и броских деталей, умение довольствоваться малым.
Сибуй (терпкий, вязкий вкус в противовес приторному) – это красота, заключенная в естественности материала, порой даже в его несовершенстве. Например, чашка хороша, если из нее удобно пить, но при этом она сохраняет приятную шероховатость глины, природную грубоватость.
Югэн («нечто сокровенное, тайное, мистическое») – прелесть недосказанности, мастерство намека или подтекста. Законченность, ясность и четкая симметрия – это скучно. Японцы предпочитают изменчивость, вечное движение жизни.
Катерина СКОБЕЛЕВА
Добавить комментарий