Проблема с характером
Одна из самых распространенных тем в нашей почте – проблема неуверенности в себе. Как с этим бороться? Как идти по жизни с высоко поднятой головой, улыбаясь и радуясь?
«Здравствуй, журнал «Маруся»! Раньше, в детстве, я была замечательным ребенком. Взрослые во мне души не чаяли: такая веселая и общительная девочка. В детском саду – главная заводила. В конкурсе утренников самая первая бежала на сцену. Просто образец для подражания. В первом классе я тоже была ничего: милая, приветливая, хорошо общалась с одноклассниками.
Но потом все изменилось. У меня появился какой-то страх. Страх перед людьми, неуверенность в себе. С каждым годом я становилась все более необщительной и замкнутой. Сама не знаю почему. Я симпатичная, неглупая, внимательная. Я с пониманием отношусь к людям, к их поступкам, не делаю никому ничего плохого. Мама у меня хорошая, с ней можно поговорить, хотя она мне каждый день твердит про мою неуверенность в себе, что я какая-то тормознутая, что мне надо расслабиться.
Иногда, например, во время летних поездок, я снова превращаюсь в ту девочку из прошлого, общительную и веселую.
Но как только жизнь возвращается в прежнее русло, я опять становлюсь неуверенной. В школе друзей у меня нет. Общаюсь немного с тремя девочками. Мне лучше одной. Но это ведь неправильно. В будущем я постоянно буду в обществе. Боюсь, что не смогу найти себе хорошую работу с моей проблемой. Я даже не могу сказать, какой у меня характер. Может, я вообще бесхарактерная. Я думаю об этом каждый день. Пожалуйста, помогите разобраться в себе. Мне это очень важно. И посоветуйте книги по моей проблеме.
Надя, 15 лет».
Ситуацию комментирует психолог Анна Антонова:
Здравствуй, Надя!
С трудностями в общении сталкивается каждый человек. Зачастую это связано со страхом – как его оценят другие. В детстве ребенка принимают таким, какой он есть, и дети не задумываются о том, что о них думают окружающие. Но взрослея, ребенок все чаще начинает обращать внимание на внешнюю оценку. Например, у меня была ученица, которая панически боялась выходить к доске отвечать, потому что ей казалось, что, если она допустит даже малейшую ошибку, все будут смеяться над ней. К сожалению, в таких ситуациях советы «Расслабься!», «Забей!» не помогают. Справиться с этим страхом поможет понимание, откуда он берется.
Вспомни, когда и почему ты стала меньше общаться, проанализируй свою жизнь. Может, поругалась с кем-то или кто-то тебе нагрубил, или стало неинтересно с одноклассниками. Представь себя исследователем, который смотрит документальны фильм, и мотай на ус: «Ага, когда кто-то делает вот так, мне общаться хочется. А когда у меня плохое настроение (меня не слушают, мне скучно), – я замыкаюсь в себе». При просмотре такого «фильма собственной жизни» обрати внимание на то, в каком случае у тебя возникает страх общения и чего именно ты боишься.
Теперь подумай, в чем отличие тебя сегодняшней от той «девочки из прошлого»? В этом тебе поможет следующее упражнение.
Вспомни себя ту, лет семи-восьми, веселую и активную. Теперь возьми лист бумаги, раздели пополам и заполни вот такую таблицу:
1. Я в детстве…
2. Я в детстве…
3. Я в детстве…
…
10. Я в детстве…
1. Я сейчас…
2. Я сейчас…
3. Я сейчас…
…
10. Я сейчас…
Сначала будем работать с левой колонкой. Напиши в столбик десять раз начало фразы «Я в детстве…». Твоя задача, не повторившись ни разу, закончить все предложения описанием себя (своего состояния, качеств, чувств, дел…). Например: «Я в детстве была веселая», «Я в детстве часто получала похвалу» и т.п. Под последним предложением напиши вывод, что тебе помогало быть такой. Возможно, это поддержка окружающих, игнорирование тобой критических замечаний в свой адрес и т.д. Затем приступим к правой колонке. Закончи предложения «Я сейчас…» по аналогии с предыдущими. Под ними выпиши то, что побуждает тебя быть такой.
Теперь самое интересное: возьми новый лист и составь список на основе ответов из левой и правой колонки. Назовем его «Я хотела бы быть…». Например, ты была непоседой, а сейчас ты – спокойная и рассудительная. Если тебе нравятся оба этих качества, то ты их и выписываешь. Когда все будет готово, ответь на вопрос: что может помочь тебе стать такой? Вариантов ответа может быть несколько: помощь и поддержка близкого человека, собственное разрешение на совершение ошибок, меньшая восприимчивость к критике. Это упражнение поможет увидеть особенности твоего характера и понять, куда двигаться дальше.
Кстати, умение общаться – это такой же навык, как чтение или письмо. Помнишь, как, придя в первый класс, ты училась выводить каждую букву в прописях? Было сложно, ручка не слушалась, а пальцы с непривычки болели. Но чем больше ты тренировалась, тем лучше у тебя получалось. И вот теперь при письме ты не задумываешься, в какую сторону повернуть хвостик у буквы «Б». Так происходит и с общением.
Общение – это и речь, и поза, и жесты, и умение вести разговор, удерживая внимание собеседника. Великими ораторами не рождаются, ими становятся. Например, известный американский радиоведущий Ларри Кинг в своей книге «Как говорить с кем угодно, где угодно и когда угодно» рассказывает, что сначала ему было очень страшно выходить в эфир: у него заплетался язык, а мозг отказывался работать. Но он ежедневно тренировался и в конце концов смог преодолеть страх.
Психологи выяснили, что люди делятся на экстравертов и интровертов. Экстраверты – активные, общительные люди, которые стремятся ко всеобщему вниманию и публичному признанию. Интровертам же больше нравится проводить время с самим собой, в уединении, а длительное общение с людьми их тяготит. Возможно, ты интроверт, и тебя на данный момент устраивает одиночество. Узнать больше о себе и окружающих поможет книга Джанет Тьюсон «Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим».
Свои особенности нужно учитывать и при выборе будущей профессии, ведь важно подобрать именно ту, которая будет нравится и где ты будешь успешна. Поэтому я рекомендую пройти тесты определения типа личности и темперамента. Тест темперамента расскажет об особенностях твоей нервной системы, а тест Майерс-Бриггс поможет определить личные предпочтения и стиль твоей работы.
И последнее, запомни: на жизненном пути встречается много трудностей. Они созданы для того, чтобы мы чему-то научились. Твой страх – одна из них. Я уверена, ты преодолеешь его!
Мудрая притча
К Самому Мудрому Философу пришел ученик и сказал:
– Мне очень грустно. Люди стали злые и ожесточенные. Куда катится мир…
Тогда Философ сказал ему:
– Найди, пожалуйста, в этой комнате все предметы серого цвета.
Ученик огляделся по сторонам. В комнате было очень много серого: оконные рамы, карниз для занавесок, скатерть на столе, ковер и много всевозможных мелочей.
– А теперь закрой глаза! – попросил Философ. – И назови мне все предметы оранжевого цвета.
– Как? – воскликнул удивленный ученик. – Я не заметил ни одного предмета оранжевого цвета, ведь я по вашему заданию искал предметы серого цвета!
– А теперь открой глаза и сам посмотри, как много в этой комнате оранжевого цвета.
Ученик в недоумении озирался по сторонам. Занавески, апельсины на столе, цветы в вазе, коврик у входа… Оранжевого в комнате было очень много.
– Вот видишь, – сказал Самый Мудрый Философ. – Ты в своей жизни фокусируешься на плохом и не замечаешь, сколько прекрасного происходит вокруг.
– Но я всегда думал, – продолжал говорить ученик, – что лучше ожидать от жизни худшего, тогда не будет разочарований. А если же произойдет что-то приятное – это станет хорошим сюрпризом.
– Если фокусироваться на плохом, то и будет происходить только плохое. Намного лучше всегда и во всем искать только хорошее. Тогда вся твоя жизнь озарится. И даже если случится что-то неприятное, то ты намного легче это переживешь.
Добавить комментарий