Свежий номер

Новый конкурс

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Маруся ВКонтакте:
Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Выход есть! Дети из детдома: повзрослевшие раньше времени

Если когда-то в порыве злости на родителей ты думала о том, что лучше бы было жить в детском доме, не спеши собирать вещи. Ведь жизнь детей, оставшихся без родителей, по-настоящему трудна, а порой и трагична. И может показаться, что мы просто жители разных планет.

…Мы встретились в метро. Он стоял в центе зала и смотрел в пол. Его движения были резкими, как будто он испуган и ждет нападения. Когда мы поздоровались, в ответ он дернул головой и попятился назад: «Привет».

Это было моя первая встреча с мальчиком Сашей. Я училась на четвертом курсе, он на первом. Он был сирота. Из родственников у него никого не было, он жил один в двухкомнатной квартире, оставшейся ему в наследство от родителей. А еще у него было пособие, на которое он покупал себя еду и все необходимое. Не какое-то невероятное богатство, но для студента более чем достаточно. Что еще надо? Нет необходимости совмещать учебу и работу, чтобы купить себе новые джинсы, собственная квартира, просто рай!

Но все не так просто. И хотя Саша совсем недолго пробыл в детском доме, его отпечаток остался на нем навсегда. К этому времени мне уже довелось поработать с сиротами, и я знала, с чем столкнусь.

Чем же отличаются от нас, выросших в семье, где есть папа и мама, такие люди? Сначала может показаться, что ничем особенно не отличаются. Но потом начинают проступать эти глубокие раны, которые едва ли можно вылечить. И тогда становиться ясно, что они как инопланетяне из другого, неведомого и недоступного для нас мира.

Образ жизни

Они живут в совершенно других условиях. И то, что нам кажется таким естественным и понятным, таким же незаметным как воздух, для них очень непривычно.
Жизнь в семье. Про то, что у них складываются совсем другие отношения с людьми, мы поговорим чуть позже. А сейчас я хочу обратить твое внимание на семейную рутину.

Например, ты каждый день видишь, как родители хотят на работу, знаешь, что такое зарплата и каким трудом она дается. Ты знаешь, что после еды надо помыть посуду, а раз в несколько дней вынести мусор. Даже если твоя мама специально не учит тебя готовить, ты примерно представляешь себе, как это надо делать. А если ты старшая в семье, то наверняка выполняешь эти обязанности самостоятельно.

Жизнь в детском доме. Дети из детского дома не видят этой простой, бытовой стороны жизни, и не могут ей так просто научиться. Их представления о то, как это должно быть, до того как они попали в детский дом тоже зачастую были не лучшего образца. Ведь очень часто их родителями были алкоголики, наркоманы, бездомные или преступники. Поэтому при выпуске из детского дома, даже имея пособие и жилье, они оказываются совершенно беспомощными. Они не могут «повторить» то, что видели в детстве: как нужно готовить, убираться, ходить за продуктами. И это дается им с большим трудом.

Близкие люди

А теперь поговорим про отношения. И это, пожалуй, главная их душевная рана. Она больше чем бытовая беспомощность. Потому что можно многому научиться, если у тебя есть поддержка, и остаться совершенно беспомощным, если ее нет.

Отношения в семье. Конечно, мы ссоримся с родителями, обижаемся на них и злимся. И это нормально. В семье всегда много чего происходит. Но именно так мы и учимся быть вместе. Мы понимаем, что можно и злиться, и любить одновременно, что, несмотря на проблемы, мы все равно остаемся семьей. В открытом океане даже маленький плот лучше, чем его отсутствие. Мы чувствуем порой пусть молчаливую, но поддержку. Видим иногда неуклюжую, но помощь. Сквозь все семейные неурядицы мы понимаем, что важны для своих близких, что они хотят нам лучшего и не бросят нас в трудную минуту.

Отношения в детском доме. Удивительно, как трепетно берегут свою любовь к родителям сироты. Кажется, что все их существо не хочет признавать трагического факта «меня бросили». Они верят, что родители сделали это неспециально, хотят вырасти и вылечить их. Но эта глубочайшая рана остается с ними навсегда. Работники детского дома не могут заменить родителей. И даже если ребенку повезет, и он попадет в приемную семью, приемным родителям придется проделать огромную работу, чтобы установить эмоциональный контакт с таким ребенком. И все равно они одинокие и пугливые, неуклюжие в близких отношениях, скрытные и очень уязвимые.

Дружба

Конечно, у детей в детском доме есть друзья. Но это совсем не то же самое, что соседка по парте Катя, с которой вы вместе ходите гулять.

Друзья семейных детей. Когда есть крепкие близкие отношения, то по их примеру мы и строим дружеские отношения. Мы видим, как дружат между собой родители и невольно повторяем за ними. У нас есть возможность выбирать, нам не надо жить в одной комнате с неприятной Иркой и делить с ней игрушки. Так дружба становится в радость. Мы отдыхаем с друзьями, находим поддержку и сами учимся помогать. А еще учимся отстаивать свою точку зрения, ссориться и мирить.

Детдомовские друзья. Они друг друга – единственно спасение, поэтому часто становятся похожи на стаю. Вместе они могут, например, противостоять «несправедливости» воспитателей. Выпускаясь, они так и остаются в своих группках, и им трудно найти друзей вовне, для них это непростая задача.

Я немного общалась с Сашей. В тот день мы с друзьями по просьбе нашей преподавательницы приехали к нему домой помочь с ремонтом. Он рассказывал про своего брата, который умер несколько лет назад, про то, что тот был алкоголиком и бил его. Мы слушали и молчали. Особенное впечатление на меня произвели амбарные засовы на двери Сашиной комнаты.

После этого мы виделись один или два раза. Но новости о нем до меня доходили. Сначала он чуть не потерял свою квартиру, потом несколько раз лежал в больнице, пропадал куда-то на несколько месяцев. Все это казалось совершенно немыслимыми историями мне, семейному ребенку. Но его судьбу можно вполне назвать успешной, если сравнивать с другими детьми из детского дома.

Поэтому если на твоем пути встретится мальчик или девочка, оставшийся без родителей, присмотрись к нему, поинтересуйся его жизнью. Для него это будет неоценимым подарком, а для тебя не будет стоить больших усилий. И может быть, это чуть-чуть подтянет его к нам, детям из обычных семей, в которых были мама и папа.

Как общаться с таким ребенком

Если в твоем классе учится мальчик или девочка без родителей, вот несколько советов, как лучше общаться с ним или с ней:

  • 1. Не геройствуй. Вылечить сиротские раны крайне трудно. А порой невозможно. Поэтому напрашиваться в лучшие друзья не надо. Не надо также становиться для него заменой детдомовской стаи – «мы вместе навсегда». Здесь гораздо важнее выдержать ровные приятельские отношения. Это будет сложнее, но и полезнее для твоего друга.
  • 2. Не жди, что даже это будет просто. Потому что есть шанс, что в классе к нему или к ней буду относиться, как к «белой вороне». Может быть, с ним или с ней будут происходить невероятные истории, которые не покажут его в лучшем свете. Поэтому не подписывайся сразу на многое.
  • 3. Интересуйся, что происходит в его жизни. Регулярный вопрос «как дела?» не обязывает вас обоих ни к чему. Но для него создает совершенно уникальный опыт – кто-то думает обо мне просто так, кто-то не предает меня, не отворачивается от меня.
  • Советую тебе прочитать книжку Александра Гезалова «Соленое детство».

Мария ВАСИЛЬЧУК, психолог

Фото: freepik.com