Синдром отличника
В конце августа ты традиционно готовишься к школе, закупаешь новые тетради и планируешь начать год с чистого листа в прямом и переносном смысле. В наших мечтах мы все хотели бы не получать «двоек», а в идеале вообще стать отличницами по всем предметам, чтобы не приходилось прятать дневник от родителей, переписывать контрольные и мучительно думать, у кого бы списать домашку.
Одно дело — стремиться учиться хорошо в меру своих способностей, ответственно выполнять задания и не иметь проблем с учителями и оценками, другое — иметь «синдром отличника», что вовсе не то же самое. Человек, обладающий синдромом отличника, всегда стремится сделать все «на отлично», получить похвалу и наивысшую оценку за проделанную работу. Ты спросишь: «Что тут такого, ведь всем же приятно, когда их хвалят, это нормально». Да, безусловно, но девушку (или молодого человека) с синдромом отличника отличает именно болезненное отношение к мнению других, к оценке со стороны.
Даже если он или она выложились по полной, но услышали в свой адрес критику, то вся ценность выполненной работы для них сразу падает. Для них невозможно услышать какое-то не самое лестное мнение о себе и сказать: «Да, хорошо, в следующий раз я это учту».
И идти дальше. Нет, они слышат критику, и их самооценка сразу падает до нижней отметки, они винят себя в том, что недостаточно умны, талантливы, способны и далее по списку. То есть люди с подобным синдромом отождествляют себя с результатами своей работы. Для них оценка результатов приравнивается к оценке всей их личности. Также для «отличников» характерно настолько сильное стремление к похвале, что они не получают удовольствие в самом процессе выполнения задания, а это прямой путь к тому, чтобы бросить дело на полпути и никогда не достичь своей цели.
Чаще всего мы не рождаемся такими, а формируемся, когда наши родители или учителя чересчур требовательны, не говорят слов похвалы просто так, а только когда мы получаем «пять с плюсом», золотую медаль, занимаем первое место в соревнованиях. Тогда наша психика выстраивает логическую цепочку: «Я хороший, и меня любят только тогда, когда я впереди всех».
Если ты узнаешь в этом описании себя, то можем тебя поздравить — твоя задача — научиться не быть слишком хорошей. Конечно, хоть и звучит это легко и даже комично, для тебя это может стать довольно серьезной работой над собой. Важно понять, что с оценочными суждениями ты будешь сталкиваться всегда, но нельзя, чтобы это полностью определяло твою самооценку, психологическое состояние, настроение и желание продолжать заниматься тем, что для тебя важно.
Ошибки — это закономерный этап обучения.
Если человек берется за любое новое дело, то всегда, пока он обучается, он совершает ошибки. Разве можно с первого раза испечь вкусный и красивый торт? А сделать макияж, как звездный визажист?
А выступить на Олимпиаде? Представь себе, как долго учатся эти люди, сколько неидеальных работ и провалов стоит за одним успехом. Если бы все они зависели только от оценок других, они никогда бы не достигли такого потрясающего результата.
Почему? Потому что если не любишь сам процесс, не получаешь от него удовольствия и не отдаешься ему полностью, а ждешь только оценок, то ты не имеешь стимула продолжать дальше и легко можешь заработать нервное расстройство.
- Психологи советуют отслеживать внутреннего критика в голове и даже дать ему какое-то противное, смешное или скучное имя, например, Зануда или Ботан. Когда он начнет надоедать тебе, говоря, что ты недостаточно хороша и мало стараешься, надо остановиться и сказать: «Сейчас я становлюсь Занудой, надо прекращать».
Что делать?
Возьми какую-то не самую приоритетную задачу и постарайся просто сделать ее хорошо, не доводя до идеала. Можешь начать с дел, которые ты выполняешь по дому — просто сложить белье, а не складывать его по цветам и размерам или вымыть пол только один раз, а не дважды.
Также важна командная работа, где ты учишься не зацикливаться только на себе, а учишься быть частью команды, слышать других, учитывать их мнение и идти на компромиссы. Попробуй присоединиться к какому-то групповому проекту в школе или волонтерской организации.
Выбери какое-то дело, которое доставляет тебе удовольствие от процесса и где результат не будет никому важен. Идеально подойдет чтение, ведь там неважно, быстро или медленно ты читаешь, выберешь ты поэзию иди детективы — практически любая книга может тебя обогатить знаниями и помочь с пользой провести время. Так же ты можешь гулять, наблюдать за тем, что происходит в природе, или за людьми вокруг. При этом отмечай разные детали — цвет неба над головой, фасон платья прохожей, вывеску на доме. Это поможет тебе научиться существовать в конкретном моменте, осознавать его и перестать все время оценивать себя и свои действия.
Если родители постоянно критикуют тебя и оценивают то, что ты делаешь, то можешь завести хобби, о котором необязательно всем рассказывать: можешь рисовать красками абстрактные картины, просто наслаждаясь сочетаниями цветов, или собирать паззлы, или все, что угодно, что тебя радует и дает возможность увлечься процессом так, чтобы забыть обо всем остальном.
Текст Елена Купаева, психолог
Иллюстрация: Designed by Freepik