Этико-психологический словарь
Умеренность
Способность находить золотую середину между количественными и качественными крайностями, умение соблюдать меру в работе и развлечении, в сне и бодрствовании, в еде и питье, в радости и грусти, в любви к себе и к другим. Умеренность исходит из собственных принципов человека, независимо от его окружения. Даже попав в компанию любителей спиртного, умеренный человек будет соблюдать личную меру, не поддаваясь на провокации. Умеренность позволяет человеку быть выше его пристрастий и страстей, не давая им существенно влиять на мысли и поступки. Она превращает любое качество в добродетель. Так, умеренная скупость является хозяйственностью, как, впрочем, и умеренная щедрость. Чрезмерная серьезность может приводить человека к излишнему аскетизму, холодности и формализму, а ее отсутствие делает жизнь пустой и бессмысленной. Умеренная серьезность дает человеку возможность быть гармоничным.
Уравновешенность
Способность быть ровным и спокойным. Является проявлением хорошего воспитания, элементом духовной и психологической гармонии, внутренней силы и мудрости. Уравновешенный человек не теряет самообладания даже в самой напряженной конфликтной и опасной ситуации, не поддается сиюминутным мыслям и чувствам и поэтому редко впадает в крайности. Уравновешенность помогает человеку с достоинством воспринимать радости и горести. Поэтому он не кричит и не размахивает руками, не использует оскорбительных и пренебрежительных слов и выражений, интонаций и жестов. Умение сохранять душевное равновесие влечет за собой сохранение и укрепление психического здоровья.
Фанатизм
Образ мыслей и поведение человека, страстно преданного какому-то делу. Фанатизм, основанный на нравственных принципах, может иметь в себе разумное зерно. Для него важна не столько внешняя форма, сколько суть принципов и убеждений. Фанатизм по отношению к спортсменам, артистам, политическим деятелям чаще всего ориентирован на мелкие сиюминутные интересы отдельного человека или группы людей и свидетельствует о дисгармонии личности. Фанатик первого рода может временно поступиться своими желаниями ради более высоких духовных целей. А фанатик второго рода готов пожертвовать любыми ценностями, в том числе и духовными, ради своей слепой преданности кому-либо или чему-либо. Первый фанатик стремится узнать максимально не только область своих интересов и пристрастий, но и многие смежные области знания. Другой, наоборот, категорически отвергает все, что выходит за формальные рамки его представлений.
Ханжество
Лицемерие, прикрытое показной добродетельностью. Ханжа, имеющий множество крупных недостатков и пороков, страстно и "убежденно" будет обличать другого за гораздо меньшие прегрешения, проповедовать нравственность перед теми, кто в десятки раз целомудреннее его. Чем больше порочность самого ханжи, тем с большим пафосом он осуждает всех остальных, имея своей целью не защиту нравственности вообще, а демонстрацию перед широкой общественностью своей добродетели. Ханжество свойственно людям с низким уровнем гармонии души, обладающими лишь видимостью мудрости. Чаще всего это рациональные эгоисты и карьеристы. Ханжа в своем лицемерии рассчитывает в первую очередь на доверчивых и простодушных людей. Он может дойти до крайней степени проявления резкости и грубости, полного отсутствия чувства меры и приличия.
Честолюбие
Стремление к известности, славе, почетному положению. Чрезмерное честолюбие нередко лежит в основе карьеризма – стремления получить любыми путями больше прав и власти. Если у человека при этом нет самокритичности, скромности, то он может стать просто амбициозным эгоистом. Честолюбие, направленное на достижение благих целей, является положительным качеством. Оно помогает преодолевать трудности и преграды на пути к достижению поставленной цели, справляться с неудачами и поражениями. Оно делает человека организованным и целеустремленным. Истинному честолюбию чужда зависть и ревность. Честолюбивый человек, видя большие успехи других, старается научиться как можно большему, достичь максимальных творческих высот. Карьерист же занимается не столько собой, сколько интригами против более способных и талантливых, чтобы скомпрометировать результаты их работы.
Честь
Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы человека. В общественном мнении это хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь предполагает наличие порядочности и благородства, честности и ответственности, чувства долга и добросовестности, тактичности и деликатности, великодушия и снисходительности. Существует множество самых различных понятий, связанных с честью. Это честь производственной марки, когда создатели той или иной продукции стремятся к сохранению ее высокого качества. Честь мундира у военных обозначает доблесть и мужество, верность и преданность стране, обширный комплекс знаний и навыков в военном деле. У девушек честь означает целомудрие, у женщин – непорочность, соблюдение вечных нравственных принципов в общении с мужчинами.
Чувство долга
Качество, предполагающее добросовестное и ответственное исполнение своих обязанностей перед родителями и детьми, друзьями и родными, учебой и работой, обществом и государством. Человек с чувством долга не может позволить себе сделать что-то некачественно или не вовремя. Не говоря уже о том, чтобы не выполнить свое обещание или какое-либо поручение. Чувство долга, например, не позволяет человеку с опозданием приходить на работу или уходить с нее раньше положенного времени. Это качество основывается на нравственных принципах и убеждениях человека, его самодисциплине и организованности. Такой человек всегда признает свои ошибки и заблуждения, недостатки и недоработки, стремится по возможности их исправить. Чувство долга придает человеку силы и храбрости в трудных и опасных ситуациях, помогает преодолевать лишения, совершать подвиги. Оно обязывает человека уважительно и внимательно относиться к интересам других людей. Без него не бывает честности и порядочности, благородства и гармонии личности.
Добавить комментарий