Фарфор — посуда «с претензией»
Разумеется,
ты знаешь, что такое фарфор, и прекрасно представляешь себе, как
он выглядит. Но знаешь ли ты, какие шпионские страсти связаны с
его появлением в России? Умеешь ли определять его качество, чтобы
не нарваться на опасную для здоровья подделку?
История о том, как его чуть не украли...
Родина фарфора - Китай, дата рождения - начало нашей
эры. Секрет изготовления фарфоровой массы - сырья для производства
посуды - считался тогда государственной тайной. Дело в том, что
европейцы долгое время делать фарфор не умели, но очень хотели пользоваться
изысканной белоснежной посудой. Ну а китайцы продавали ее по сумасшедшим
ценам. Что тут поделаешь - монополия. И вот начиная с XVII века
в Китай стали наведываться европейцы, стремившиеся выведать секреты
фарфорового производства. Наконец технология была найдена, монополия
китайцев нарушена, и в Саксонии был построен первый фарфоровый завод.
В России попытки изготавливать свой фарфор предпринял
Петр I. Не долго думая, он пошел по стопам своих европейских предшественников,
то есть занялся шпионажем. Он послал теперь уже в Саксонию некоего
Юрия Кологривого, шпионская миссия которого потерпела поражение.
Несколько подобных попыток провалились и во время правления императрицы
Елизаветы. Тогда россияне встали на трудный путь, но зато единственно
надежный: самостоятельно открыть способ получения фарфоровой массы,
технологию изготовления посуды и покрытия изделий глазурью. Для
этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий
достаточной технической инициативой и изобретательностью. Им оказался
уроженец Суздаля Дмитрий Иванович Виноградов. В 1736 г.
Д.И. Виноградов со своими товарищами М.В. Ломоносовым
и Р. Райзером по императорскому указу был послан "в немецкие
земли для изучения между прочими науками и художествами особливо
и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного
дела или рукописного искусства". Разумеется, обучение за границей
было очень важным, но никто не собирался открывать русским ученым
секрет изготовления фарфора.
Вернувшись в Россию, Виноградов начал свою исследовательскую
работу, которая продлилась в общем счете около 20 лет. В 1747 году
он приступил к изготовлению первого опытного образца, а в 1753 производство
"фарфоровых мелочей" уже было поставлено на поток. Работал
ученый в нечеловеческих условиях: за ним было установлено круглосуточное
наблюдение (высочайшим повелением его держали под караулом около
печи "на время обжигу... чтобы и спал там").
Значительный вклад в фарфоровое дело внес и М.В. Ломоносов,
однако то, что первый императорский фарфоровый завод назван его,
а не Виноградова именем, - все же несправедливо.
Выбираем правильную чашечку
Предположим, ты задумала купить какое-нибудь фарфоровое
изделие для себя или в подарок: чайный сервиз для мамы или оригинальную
чашечку для подруги. Оказывается, на современном "диком"
рынке, расположенном, возможно, недалеко от твоего дома, можно найти
посуду некачественную и даже опасную для здоровья. Причем, внешне
она может выглядеть очень привлекательно. Вот как определить качество
фарфора.
Во-первых, обрати пристальное внимание на материал.
Высококачественный фарфор просвечивает. Попробуй взглянуть на чашку
на свет - ты должна увидеть свои пальцы, которыми держишь ее за
стенки. Разумеется, это не относится к общепитовской посуде из школьной
столовки - ее делают из так называемого полуфарфора - менее благородного
материала. Настоящее фарфоровое изделие издает мелодичный звон,
если по нему ударить (слегка!) деревянной палочкой. Этот звук говорит
о том, что в материале изделия нет повреждений, уплотнений и прочих
дефектов. Разумеется, поверхность чашки или тарелки должна быть
безупречно гладкой, без бугорков и вмятин, которые говорят о том,
что перед тобой некачественная вещь.
Во-вторых, обрати внимание на цвет. Качественный фарфор
- белый или немного кремовый. Хотя часто изготовители подкрашивают
посуду, чтобы она казалась белей. Взгляни на дно изделия, туда,
где обычно остается непрокрашенный и не покрытый глазурью ободок.
Вот где ты увидишь истинный цвет фарфора.
В-третьих, присмотрись к глазури и росписи. Высококачественные
изделия сначала расписывают, а только потом покрывают глазурью!
Рисунок должен быть однородным и четким, без погрешностей. Тусклые
краски - признак недостаточного обжига. Такая посуда не является
жаропрочной и быстро теряет привлекательный вид (если не разобьется
еще раньше). В состав глазурей, которыми покрывается керамический
черепок, и красок, которыми его расписывают, входят соли многих
металлов: цинка, свинца, бора, бария, кадмия, кобальта и других.
В небольших количествах они все равно попадают в пищу (и это не
опасно), но их концентрация возрастает во много раз, если поверхность
посуды повреждена. Если глазурь чашки потрескалась или покрылась
"паутинкой", изделие надо выбросить. Такие неприятности
обычно случаются с некачественной посудой после нескольких месяцев
использования, но бывает, что дефект можно заметить и при покупке.
Все изделия из фарфора делятся на три сорта и помечаются
соответствующей маркировкой. Товарный знак завода-изготовителя наносится
краской на дне изделия. Первый сорт обозначается красным цветом,
второй - синим, третий - зеленым. Если вензель не просто нарисован,
а вдавлен - перед тобой фаянсовое изделие (оно менее благородно
и не столь термостойко, как фарфоровое).
И, наконец (уже говорила, но хочу напомнить еще раз)-
не покупай фарфоровую посуду с рук. На кустарных предприятиях глазурь
и краски могут делать из некачественных и опасных материалов. То,
что "левая" посуда бьется чаще обычной- не самое страшное.
Она может отравить тебе жизнь в самом что ни на есть прямом смысле.
Посуда должна быть красивой
О
том, что яркий и обильный рисунок на фарфоре может маскировать его
низкое качество, мы уже поговорили. Теперь - о внешней стороне вопроса.
Наверняка в твоей семье не всегда хватает одинаковых тарелок для
всех блюд, когда в доме собирается множество гостей. Но, когда посуда
скромная, выполнена в одном стиле, разница практически не заметна.
Известные фирмы делают множество разных сервизов, предметы которых
могут дополнять друг друга. Вполне можно поставить на стол тарелки
для первого блюда из одного набора, а для второго - из другого.
Но если эти наборы будут вульгарными и кричащими, стол не будет
выглядеть гармоничным и красивым.
У посуды ярких цветов есть и еще один недостаток: в
ней далеко не каждое блюдо выглядит красивым, поскольку рисунок
на тарелке может привлекать к себе больше внимания, чем пирог, над
которым ты колдовала весь день. Мясные блюда "теряются"
на тарелках, раскрашенных "под джунгли". Это вовсе не
значит, что яркую посуду не следует использовать. Просто на ней
эффектно выглядит ограниченный набор блюд: торт, украшенный взбитыми
сливками или белым кремом, дымящийся вареный картофель или белый
хлеб.
Приятных приобретений!
Добавить комментарий