КовЁрство и любовь
Ты
давно мечтаешь завести пушистого любимца, но мама против: мол, от
него больше хлопот, чем пользы. Он только пыль собирает, чистить
его придется... Стоит ей напомнить: красота требует жертв! Тем более
что любовь к коврам у человечества в крови - и ты просто хочешь
продолжить благородную традицию.
Переносной оазис
В незапамятные времена (страшно вымолвить - больше двух
с половиной тысяч лет назад!) ковры изобрели азиатские кочевники.
Не столько из эстетических соображений, сколько из практических.
Они ведь постоянно перебирались с места на место, а собирать и разбирать
дома из камней или дерева для них, сама понимаешь, было бы несколько
проблематично. Тем более что в степях эти материалы - бА-Альшая
редкость. А если и стены, и пол - это всего-навсего ковры, сотканные
из шерсти животных, то процесс переезда резко упрощается. Раз-два
- и свернул свою мобильную кибитку, три-четыре - развернул ее на
новой стоянке. Но все-таки народу и тогда хотелось не только удобства,
но и уюта. Поэтому ковры стали украшать всякими растительными узорами,
чтобы даже посреди пустыни вокруг семейного очага был маленький
оазис.
Восток против Запада
Когда кочевники стали оседлыми людьми и расселились
от Персии до Северной Африки, то не утратили своей любви к роскошным
коврам. Слава о сотканных "картинах" достигла и Европы,
и в Средние века ее жители решили: а чем мы хуже восточных граждан?
- и научились делать гобелены. В холодных рыцарских замках они неплохо
защищали от сквозняков. А заодно приобщали своих хозяев к прекрасному.
Некоторые гобелены "рассказывали" какую-нибудь историю.
Например, в XIV веке по заказу Людовика Анжуйского ткачи изготовили
гигантское полотно (четыре на восемь метров) с изображением 90 сцен
из "Апокалипсиса" - получилась настоящая художественная
галерея! Впрочем, персов европейцам перещеголять все равно не удалось:
легендарный "Весенний ковер" царя Хосрова I был 122 метра
в длину и 30 в ширину, а весил и вовсе несколько тонн! Приятно,
наверное, гулять по такой "дорожке", вытканной серебряными
и золотыми нитями и украшенной драгоценными камешками...
Краски для красоты
Как же появляются на свет такие шикарные вещицы? Для
начала ткачу нужно определиться, какого цвета будет ковер. Между
прочим, натуральных красителей не так уж много - морена (красный
цвет), пижма (желтый), индиго (синий и зеленый), скорлупа грецких
орехов (черный и коричневый), а белые вставки - это хлопковые нити.
Но даже с таким небогатым набором подручных средств истинным мастерам
всегда удавалось получить целую радугу оттенков. Мотки ниток они
варили в котлах с раствором краски, потом стирали их и сушили на
солнце - и лишь тогда можно было приступать к самой отвественной
части работы...
Ковёр, достойный имени
Чтобы получить основу, на раму по вертикали и горизонтали
выкладывали нити. Потом ряд за рядом вязали узелки и выравнивали,
уплотняли их специальным гребнем. Это был долгий процесс. Порой
на изготовление одного коврика-шедеврика люди тратили два-три года.
Еще бы! На самых качественных коврах старательные иранцы, например,
заплетали до 900 узелков! И не просто так они их завязывали, без
системы - любой элемент узора что-нибудь да значил. Например, стилизованная
роза была символом жизни. Кроме того, некоторые ткачи вплетали в
свой узор целые послания. У каждого мастера были свои секреты, они
передавались из поколения в поколение. Именно поэтому у всех "ручных"
ковров есть собственное "имя": кашан, белуджи, хоросан
и так далее - по названию той местности, где они сделаны. Специалисты
никогда их не перепутают!
Простор для творчества
Когда в XIX веке появились ковры машинной вязки, работа
сильно упростилась - знай себе придумывай самые замысловатые рисунки.
Особенно в этом деле преуспели известные британские дизайнеры Уильям
Моррис и Чарльз Рене Макинтош. А чуть попозже умные люди изобрели
ковры набивные. Делают их так: нитью "выстреливают" в
основу из похожего на пистолет устройства - и получается узелок.
Кроме того, теперь есть химические красители и синтетические волокна...
Но все-таки самые качественные (и самые дорогие) ковры по-прежнему
создают вручную. До сих пор в Иране, на Кавказе, в Туркмении, Узбекистане,
Турции, Тунисе, Марокко, Индии и Непале безымянные гении плетут
таинственные узоры, вкладывая в них древние чары восточной души...
Узелки на память
Ковер можно почистить не только с помощью пылесоса.
Сойдет и обычный снег. А также... соль. Ее нужно просто насыпать
на ковер, а потом вымести щеткой.
Шерстяные ковры изнашиваются быстрее хлопковых и льняных,
а если они еще и с добавлением искусственных волокон, шерсть от
такого соседства со временем начнет "линять" - от нее
будут отделяться мелкие ворсинки. Полностью синтетические экземпляры
тоже не без недостатков: на них рисунок не столь долговечен, как
на коврах натуральных.
Если выбираешь ковер ручной работы, обрати внимание
на изнанку: она должна быть настолько гладкой, чтобы ладонь не ощущала
шероховатость узелков. Их количество - знак добротности работы,
но структура ковра не должна быть слишком плотной.
Добавить комментарий