Дефиле через столетие
Конец века заставляет по-новому взглянуть на прошлое, определить, что в уходящем столетии было проходным эпизодом, а что стало поворотным моментом, определившим тенденции мировой моды на долгие годы.
Известно, что мода, как и история, циклична. А изменения в жизни неизбежно находят свое отражение в одежде. Законодательницами моды считались те, кто осмеливался нашить ленты на рукава вместо лифа, сшить платье с более глубоким вырезом или по-новому заколоть волосы.
Двадцатый век поставил моду перед неизбежной необходимостью избавить одежду от нефункциональных деталей, сделать ее лаконичнее и проще, а главное, постоянно изменять.
В начале века французский модельер Поль Пуаро стал настоящим революционером, предложив дамам отказаться от корсета, бывшего неизменной частью их гардероба в течение нескольких столетий. На пару десятков лет облегающий силуэт был забыт, а линия талии практически не просматривалась. Дизайнер придумал каплевидный силуэт платья, позволявший женщине оставаться изящной и утонченной и без корсета. Теперь слабая половина человечества могла свободно вздохнуть.
В начале двадцатых мир восстанавливал силы после войны. Потребителем продукции модной индустрии стал средний класс. Элитарный Пуаро был забыт, зато на пик славы вознеслась Коко Шанель, которая поняла, что нужно средней женщине, и предложила ей не менее революционные идеи.
1924 год был ознаменован появлением мини, в которых удобно было танцевать популярный тогда чарльстон. С этого момента разделение на одежду для жизни и houte couture перестало быть тайным: во Франции появилась индустрия моды и был создан профсоюз высокого шитья, превратившийся в наши дни в Ассоциацию высокой моды.
В тридцатые годы внимание мира было приковано к Германии. Немецкие женщины во главе с Марлен Дитрих надели брючные костюмы. Этот факт не только утвердил дам в желании заимствовать детали мужского гардероба, но и символизировал начало борьбы за равенство с сильным полом во всех областях жизни. Большое внимание стало уделяться новшествам в конструировании и крое. Все носили приталенные пиджаки и платья с изящно подчернутой пояском линией талии – так незаметно вернулся облегающий силуэт.
Наступившая война кардинально изменила облик женщины. В знак солидарности с воюющими мужчинами англичанки начали носить грубую, похожую на мужскую, одежду. А француженки, наперекор всему, по-прежнему хотели выглядеть женственно: из чего попало мастерили нарядные розочки для шляп, а за неименем новых чулок рисовали чернилами стрелки на голых ногах.
Конец войны – ощущение бесконечной усталости, душа требовала чего-то необыкновенно яркого, светлого и безоблачного. В 1947 году все это воплотилось в new look, предложенном молодым талантливым Кристианом Диором.
Диор вернул измученным тяготами войны женщинам бантики, рюшечки, нижние юбки и полузабытые корсеты. Узкий лиф, талия рюмочкой и пышная юбка-колокол произвели настоящий фурор и вернули слабому полу забытую женственность. Формирующий тенденции 50-х Диор предложил еще два силуэта, предназначенных для тех, кто не стремился демонстрировать свою талию: полуприлегающий Н-силуэт, обтягивающий фигуру только по выступам, и А-силуэт – трапеция, которые стали по-разному интерпретироваться дизайнерами следующего десятилетия.
60-е начались с увлечения этникой. В одежде появились африканские и восточные мотивы: европейцы взяли на вооружение тропические расцветки, рубашки-сафари, полотняные ткани, графичность и асимметрию. Были изобретены капрон и пластмасса, позиции натуральных волокон потеснили смесовые и полностью искусственные ткани. Болонья и кримплен, ацетат и нейлон – эти новые материалы обрели бешеную популярность не только из-за внешнего вида, но и благодаря своей удивительной практичности. Вновь вернулось мини, а брюки стали полноправной частью женской одежды.
В 70-х начали формироваться направления и стилевые линии. Одежду разделили на классическую, романтическую, фольклорную и спортивную. Границы были достаточно строгими, и смешение стилей считалось дурным тоном.
80-е вернули женщинам одежду большого объема: в моду вошли платья-балахоны и рукава "летучая мышь". Мужская мода снова стала влиять на женскую. Все начали носить плащи и пальто с большими плечами-погонами и накладными карманами. Вызывающе сверкающие ткани и крупная бижутерия в стиле "диско", с одной стороны, и медленное приближение одежды к унисексу – с другой – все это не давало женщинам соскучиться и перестать следить за бесконечными капризами моды.
90-е вновь предложили облегающую одежду. Формула эластичных тканей стала строиться на свежеизобретенном волокне лайкра. Максимально открытая и стремительно движущаяся к минимализму мода 90-х была необычайно эротична.
На рубеже веков высокая мода считается полумертвой богиней, в своих фантазиях полностью оторвавшейся от реальности. Невообразимая эклектика, актуальность решительно всех стилевых направлений, уничтожение границ и табу – таков девиз конца 90-х. А диктат модных тенденций уступает место индивидуальному подходу и максимальной самореализации личности, для которой одежда становится одной из сторон гармоничного существования.
Добавить комментарий