Дом моды «Живанши»: на графскихразвалинах
Дому моды "Живанши" скоро 50 лет. Казалось бы, уже ничто не может подмочить репутацию столь солидного заведения. Тем не менее, в канун своего полувекового юбилея "Живанши" переживает настоящий кризис.
В 1951 году французский аристократ граф Юбер де Живанши – выпускник парижской Школы изящных искусств, заручившись финансовой поддержкой родственников, основал Дом моделей имени себя любимого. Первая же коллекция 24-летнего модельера принесла ему успех. Для Юбера де Живанши и его Дома настало золотое время. Элегантность, архитектурность линий моделей Живанши как нельзя лучше подходили дамам из высшего света. Но настоящей "звездой" фирмы стала актриса Одри Хепберн. Однажды заглянув в особняк, где располагался Дом моделей, чтобы подобрать себе костюмы для фильма "Сабрина", она осталась там навсегда. Юбер влюбился в это "юное существо – тоненькое, полное очарования, с огромными глазами газели" и стал ее личным кутюрье на всю жизнь. Одри была настоящим кумиром тех времен. Миллионы женщин копировали ее прически, манеру говорить, строить глазки и одеваться. Простые смертные выкручивались как могли, а те, кто побогаче, прямиком шли к Живанши, ведь только он мог помочь им выглядеть, как Одри. О лучшей рекламе нельзя было и мечтать.
Все было прекрасно. Но время шло, и мода становилась более демократичной. Графини и принцессы предпочитали хипповать где-нибудь в Вудстоке, а не скучать на бесконечных торжественных приемах. И вот в 80-е годы Юберу де Живанши пришлось расстаться сначала с парфюмерной линией своего Дома, а потом и с самим Домом, который был прибран группой LVMN – крупным монополистом в области товаров класса "люкс". Бедный граф получил сорок пять миллионов долларов и семилетний контракт на художественное руководство своим детищем. И эти семь лет прошли для Живанши как страшный сон.
Руководство LVMN требовало ускорить процесс изготовления одежды, что для модельера было совершенно неприемлемо. В 1996 году на смену Юберу пришел молодой "дикий британец" Джон Гальяно. По замыслу новых хозяев "Живанши", он должен был растрясти сонное царство графа, внести в его коллекции новую струю молодежной непосредственности, бесшабашности. Но этого не произошло, вернее, произошло, но не так, как ожидали акулы fashion-бизнеса. Гальяно был действительно "диким" – его экстравагантные шоу совершенно не вписывались в имидж аристократического Дома моды.
В 1997 году на смену Гальяно пришел его соотечественник Александр Маккуин. В то время Александру было всего 27 лет, он не мог упустить свой шанс, и правильно сделал. А вот хозяева "Живанши", видимо, не отошли от шока, в который их поверг Джон Гальяно, когда приняли решение пригласить Маккуина на роль художественного руководителя Дома.
"Сумасброд", "уличный маргинал" – это лишь самые "нежные" прозвища молодого британского модельера. Весьма известный в мире моды человек так отозвался о Маккуине: "Более идиотского выбора Дом "Живанши" сделать не мог. "Живанши" и Маккуин разные, как день и ночь. В доме "Живанши" царили элегантность и рафинированность. А этот хулиган там камня на камне не оставил..."
Чем же так не угодил Александр Маккуин великосветской публике? Дело в том, что он – выходец из низов британского общества, большой оригинал. И не каждый способен переваривать его своеобразные выходки (а именно так называют оригинальные показы Маккуина).
Карьеру весельчака-затейника Ли (домашнее имя Александра) начал одновременно с карьерой модельера. Когда ему исполнилось шестнадцать, он бросил школу и поступил работать учеником в одно престижное лондонское ателье, что было очень даже круто для сына таксиста. Ателье шило костюмы для таких известных личностей, как принц Чарльз и Михаил Горбачев. Они-то и стали первыми жертвами хулигана-портняжки. Под подкладку пиджаков Александр зашивал свои особые метки со всякими пакостными словечками или банальными фразами типа "Здесь был Шурик". Дальше – больше. Поступив в колледж дизайнеров Св. Мартина, он решил, что настало время в открытую сказать этим напыщенным снобам все, что он о них думает. Александр представил коллекцию в стиле "панк". Модели Маккуина выходили на подиум практически раздетые (какой срам!). Их субтильные тельца прикрывали лишь набедренные повязки и (о, ужас!) провода и скотч. В области эпатажа Маккуину не было и нет равных. То его модели демонстрировали всему честному люду свои попки, то носили на головах прозрачные шляпы, внутри которых бились в истерике живые мотыльки. Но коллекция под названием "Изнасилование на холмах Шотландии" была вне конкуренции. "Настоящий шотландский горец", Маккуин пояснил непонятливым, что коллекция посвящается одному очень знаменательному историческому событию – резне в Шотландии, которую в ХVIII веке устроили кровожадные англичане.
Это был своего рода протест, свой собственный суд, и обвиняемые на нем – публика в зале. Несомненно, что всем было очень жалко несчастных моделей, которые дефилировали по подиуму в "окровавленных" шотландках и расшнурованных корсетах. Публика была возмущена и... покорена. Маккуин стал знаменитым. Его признали лучшим дизайнером 1996 года. А в 1997 году пригласили возглавить "Живанши".
Граф Юбер де Живанши, как и многие другие, не одобрил выбора руководителей его бывшего Дома моды: "Я предпочитаю более классическую моду", – заявил граф и отправился в далекую Москву, чтобы принять заказ от Большого театра на пошив костюмов для балета "Жизель".
Александр Маккуин тем временем готовил все новые и новые сюрпризы. В 1999 году он посвятил свою коллекцию инвалидам. Показ открывала 23-летняя Эйли Маллинс – она лишилась ног, когда ей был всего лишь год. Но это не помешало Эйли стать двухкратной олимпийской чемпионкой среди инвалидов. Маккуин заявил: "Все журналы кишат изображениями красавцев и красавиц. А я не поменяю людей, с которыми готовил этот показ, ни на каких супермоделей; в них есть чувство собственного достоинства, которого миру Высокой моды как раз не хватает. Вот кого я считаю по-настоящему красивыми..." Не слабо?
Все эти выходки совсем не радуют руководство "Живанши". И, несмотря на то, что Маккуин своими показами постоянно привлекает внимание общественности к самому Дому моды и его наряды очень хорошо раскупаются (среди поклонниц нового "Живанши" Селин Дион, Кейт Уинслет, Виктория Адамс), поговаривают, что недолго осталось Маккуину пребывать на посту художественного руководителя фирмы. Его контракт действует до 1 октября 2001 года, и, возможно, он не будет продлен.
Добавить комментарий