Ужас-то какой ужасный!
Почему некоторые трепетные и нежные барышни так любят ужастики?
Отчего одна юная девица с восторгом описывает другой, какой кошма-арный фильм она смотрела накануне – и полночи потом не спала? Всему есть объяснение.
Оказывается, страх может быть приятным!
Психология, однако
Фильмы ужасов – это как страшные сказки. И судя по тому, какой они пользуются популярностью, их придумывают не просто так – у человечества есть в них необходимость. Существует теория, что леденящие кровь истории (будь то байка про Бабу Ягу или киноповесть о похождениях зловещего маньяка) являются своеобразной «прививкой» от страха, позволяющей пережить и преодолеть его в безопасных, контролируемых условиях – допустим, дома у телевизора. В итоге характер делается более закаленным, и уже никакие экстремальные обстоятельства твою личность не сломают. Но это еще не все: один древнегреческий философ по имени Аристотель вообще считал, что, наблюдая за пугающими злоключениями героев какого-либо произведения, мы переживаем «катарсис» – очищение души при помощи страха и сострадания. О как! Представляешь, насколько «почистится» дух того смельчака, который подряд посмотрит несколько серий фильма «Чужой»?
Жуткая история
Первые опыты по визуальному запугиванию зрителей режиссеры начали практически сразу после того, как был изобретен кинематограф. Историки бурно спорят, какую из картин считать самым первым ужастиком, но ясно одно – к XX веку страх прочно обосновался на экранах, в частности – и у нас: первым русским фильмом ужасов считается «Вий» (1909), немой и короткометражный. Увы, до наших дней он не сохранился.
Черно-белые страшилки тех давних лет здорово повлияли на историю мирового кино, ведь некоторые из них снимали настоящие мастера – Роберт Вине («Кабинет доктора Калигари»), Фриц Ланг («М»), Фридрих Мурнау («Носферату. Симфония ужаса»). Тогда еще не было компьютерной графики, способной в одночасье сотворить любого монстрика, так что создавать атмос-феру ужаса приходилось с помощью любопытных психологических трюков – смутных намеков, игры теней. Кстати, многие классические пугалки первой половины ХХ столетия ты наверняка знаешь по римейкам, хоть и не смотрела оригинальные, старые версии. Например, «Призрак Оперы» (1925) с шокирующим, виртуозно загримированным Лоном Чейни, экранизацию романа Брэма Стокера «Дракула» (1931) с аристократичным Белой Лугоши в роли графа-вампира, «Мумия» (1932) с величественным Борисом Карлоффом, «Люди-кошки» (1942) с нервной Симоне Симон.
Всем бояться!
Дальше – больше. Фильмы ужасов (уже в цветном варианте, да еще и со спецэффектами) множились в таких количествах, что кинокритики начали всерьез задумываться о том, как их классифицировать. В конце концов было решено условно разделить ужастики на «хорроры» (от англ. слова horror – «ужас») и «триллеры» (от англ. thrill – «дрожь», «трепет»). И те, и другие вселяют чувство тревоги и страха. Но в первом случае зрителю ясно показывают, чего ему бояться: на экране много кровищи, всяких малопривлекательных зомби и прочих тошнотворно выглядящих граждан, постоянно кто-то за кем-то гоняется с пилой, тесаком или другим подвернувшимся под руку инструментом (как, например, в фильмах «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой» и т.д.). А в триллерах важен эффект «саспенс» (от англ. suspense – «неопределенность»), то бишь в них нагнетается напряженная атмосфера ожидания, хотя в общем-то до поры до времени ничего душераздирающего не происходит. Типичные образцы триллера – фильмы режиссера Альфреда Хичкока, который мастерски управлял эмоциями зрителей, заставляя их испытывать смутное беспокойство и одновременно – острое любопытство: что же будет дальше?
Героические личности
Правда, в одной картине могут быть элементы и хоррора, и триллера, так что особо насчет этой классификации не заморачивайся. Тем более что разновидностей у страшилок немало. Например, можно рассортировать их по главным героям – персонажам, заставляющим нас покрываться холодным потом. Среди них регулярно встречаются космические пришельцы («Чужой», «Хищник», «Зубастики») и недружелюбно настроенные представители земной фауны («Челюсти»), маленькие, но злобные детишки со сверхъестественными способностями («Звонок», «Проклятие») и взрослые выходцы из ада, включая дьявола («Омен»), наглая и незримая потусторонняя сила («Полтергейст») и вполне материальные оборотни («Вой»), голодные вампиры (сериал «Баффи») и обладающие не менее здоровым аппетитом зомби («Обитель зла»), а также маньяки, которые крошат всех только-только появившихся на экране персонажей направо и налево («Хэллоуин», «Пятница 13-е», «Крик» – такие картины обычно называют «слэшерами», что можно перевести как «мочилово»). Бр-р! Жуть просто, сколько всевозможных неприятных товарищей обитает на DVD!
В общем, у хорроров и триллеров история давняя и славная – есть из чего выбрать, если захочется на ночь глядя пощекотать себе нервы. Конечно, как и в любом жанре, попадается много мусора. Но есть и настоящие произведения искусства – к примеру, красивейший и романтический «Дракула Брэма Стокера» Фрэнсиса Форда Копполы, философская притча «Мудрость крокодилов» По-Чи Ленга, эстетские, полные черного юмора фильмы Тима Бертона вроде «Сонной лощины». Возможно, среди страшных сказок найдутся и такие, которые придутся тебе по душе – и тогда ты будешь с удовольствием дрожать и бояться во время просмотра, а потом с воодушевлением рассказывать подругам, какой незабываемый ужас только что пережила.
Добавить комментарий