За кулисами. Волшебные платья и места их обитания. Костюмы для фильма «Щелкунчик и Четыре королевства»
В фильме «Щелкунчик и Четыре королевства» настолько интересные костюмы героев, что мы решили рассмотреть их поподробнее и узнать историю создания.
У каждой сказки есть автор. А у некоторых волшебных историй – даже несколько. Так произошло и с фильмом «Щелкунчик и Четыре королевства». Эрнст Теодор Амадей Гофман написал повесть-сказку «Щелкунчик и Мышиный король», Петр Ильич Чайковский – музыку к балету «Щелкунчик». А главный художник картины «Щелкунчик и Четыре королевства» Гай Хендрикс Диас с помощью художника по костюмам Дженни Биван, гримера и стилиста Дженни Ширкор в известный нам с детства сюжет добавили свое видение и краски. Ведь им необходимо было детально продумать, как должен был выглядеть мир Страны Снегов, Страны Цветов, Страны Сладостей, Главного Дворца и Королевства развлечений. И самое главное – волшебные платья его фантастических обитателей.
Клара
У главного персонажа ленты – Клары, в фильме несколько платьев. Это неудивительно, ведь она перемещается из одной страны в другую.
Поначалу Клара одета в простое платье-сарафан и подпоясана обычным кожаным ремнем. Дело в том, что по сценарию она не очень увлечена проблемами моды, больше интересуется наукой и работой всяческих механизмов. Однако на рождественский бал в доме своего крестного Клара вынуждена нарядиться в платье из сиреневого шелка и тафты с органзой и шифоном. Художник по костюмам Дженни Биван поясняет этот выбор так: «Актриса Маккензи миниатюрна, и я хотела, чтобы ее образ был очень нежным».
Когда Клара попадает в мир Четырех королевств, регенты устраивают в ее честь праздник. Для этого торжества хозяева мероприятия приготовили для Клары платье в викторианском стиле: из ткани глазет, кремовой органзы, золотистого шелка и золотой сетки, украшенное жемчугом, золотом и бриллиантами.
Как выяснилось позже – не все спокойно в союзе Четырех королевств. Матушка Имбирь и ее мышиная армия грозят разрушить волшебный мир. Кларе приходится браться за дело и облачиться в военную форму. Отправляясь в поход против Крысиного короля, она облачается в мундир из зеленого вельвета и красной шерсти с золотыми галунами. В нем она становится похожа на ярко раскрашенного оловянного солдатика из сказки Андерсена.
Самым сложным в плане разработки и пошива стало Кларино платье для коронации. После десятков эскизов и долгих споров был принят такой вариант: светлое платье, нежное и светящееся, пошитое из нескольких видов ткани. Помимо этого в коронационном наряде стилисты предусмотрели изюминку: «Это должно было быть волшебное платье, – пояснила художник по костюмам Дженни Биван, – о котором мечтает каждая девочка. Поэтому юбку расшили светодиодами. Платье теперь включает множество слоев, через которые в причудливых вариациях пробивается свет».
Сахарная Слива, регент Королевства Сладостей
Особые платья требовались не только для главной героини. Регент Королевства Сладостей появляется в кадре в платье цвета кристаллизованного сахара, поэтому цветовая гамма одежды регента Сахарной Сливы была навеяна… сахарными сливами. «Меня покорил их розовато-лиловый цвет, тот вид, который они приобретают после погружения в сахарную пудру, – делится воспоминаниями Дженни Биван. – Мы хотели, чтобы платье было воздушным, поэтому использовали множество слоев из маленьких гофрированных вееров, их там не меньше 200».
Образ Сахарной Сливы подчеркивал не только наряд, но и прическа. Дженни Ширкор сравнивала ее с порцией воздушной ваты. «Волосы Сахарной Сливы должны были быть розовыми, – поясняла Ширкор. – Я изготовила парик из шерсти яка, покрасила его в различные оттенки розового и сиреневого и украсила тонкой золотой нитью. А макияж героини должен был намекать на тот факт, что когда-то она была куклой».
Матушка Имбирь, бывшая регентша бывшего Королевства Развлечений
Отдельным творческим вызовом дизайнерам стал образ Матушки Имбирь. В головах у создателей теснилась эклектика: и яркие краски цирка-шапито (воплощенные позже в чудовищной юбке Матушки Имбирь, представляющей из себя цирковой шатер), и старинные куклы с трещинками, выцветшим лицом и скособоченной прической, и разбойная вольница в одеянии, когда персонаж натягивает на себя все яркое, что попадается под руку.
В результате отверженная регентша Четвертого королевства появляется на экране в ярком экзотическом наряде, сотворенном из декоративных тканей и тесьмы, которые дизайнеры заказывали из самых разных стран.
- Во внешнем облике Главного дворца нетрудно разглядеть хорошо известные мотивы русской архитектуры. «Мне очень понравилось, как выглядят луковичные купола, – поясняет главный художник фильма Гай Хендрикс Диас. – И эксцентричность цвета в камне и кирпиче, создающая ощущение пряничных домиков. Все это показалось мне очень уместным для самой сути истории о Щелкунчике, и этому во многом способствовала та прекрасная культурная связь, которая есть у России с этой историей, благодаря волшебному балету на музыку Петра Ильича Чайковского».
- Над созданием платья Клары для коронации работали 13 человек. При пошиве юбки было использовано 127 вставок из шелковой паутинки. Также понадобилось 22 метра расшитой стразами ленты и 348 метров золотых и серебряных нитей. Еще в ход пошли 1800 булавок с кристаллами по окантовке накидки и 2500 кристаллов Swarovski по всему платью. Ну а особым акцентом стали вшитые в платье 1428 крошечных светодиода.
- Платье Сахарной Сливы по трудоемкости побило несколько рекордов пошивочного цеха. Только на изготовление его первой версии ушло более 100 метров ткани и 1000 часов работы. Юбка вышла настолько широкой, что не проходила в обычные двери. В таком наряде Кире Найтли было непросто не только ходить, но и просто присесть. Чтобы она могла в этом наряде отдохнуть, между дублями прямо под юбку ей ставили маленькую табуретку.
Киномеханик
За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчеср Релизинг»