Аниме — страна грёз
Сейчас
мультфильмы аниме популярны как никогда. Дети всего мира сходят
с ума по симпатичным волшебным зверушкам - покемонам, девчонкам
постарше нравится сериал "Сейлор мун". А недавно полнометражный
аниме под названием "Унесенные призраками" известного
японского режиссера Хаяо Миядзаки даже получил "Оскара".
Так как же появился этот необычный вид мультипликации?
Весёлые картинки по-японски
Предшественниками аниме стали традиционные комиксы "манга".
"Истории в картинках" были с древности очень популярны
в Японии. Началось все аж в XII веке, и первыми японскими "комиксами"
считаются "Веселые картинки из жизни животных", нарисованные
не кем-нибудь, а буддийским священником Тоба.
Изначально первые японские мультфильмы так и назывались
"манга-эйга" - то есть ожившие комиксы, а понятие "аниме"
появилось значительно позже. Японцы долго искали свой самобытный
стиль анимации. Пытались подражать американским мультфильмам Уолта
Диснея. Но потом аниматоры страны восходящего солнца решили пойти
своим собственным путем, и художник Тэдзуко Осака создал свою новую
технику мультипликационной живописи: он использовал в мультфильмах
приемы кинематографа: крупный план, "растягивание" одной
сцены на несколько рисунков, звуковые эффекты.
Сейчас аниме очень четко различаются по возрасту аудитории.
Аниме для маленьких - это мультфильмы о смешных говорящих животных,
о девочках-волшебницах. Для подростков существует свое аниме - "сёдзё".
Причем они разделены на два направления: для девушек это истории
о юных волшебницах, а для юношей - фантастические боевики с участием
гигантских управляемых роботов. Конечно, есть аниме и для взрослых:
проблемные, глубокие фильмы, комедии - они образовали отдельный
жанр "хентай".
Мультфильмы - в массы!
До России всеобщее увлечение аниме докатилось сравнительно
недавно. Сначала в основном привозили детские мультфильмы. Одним
из первых показали "Корабль-призрак" - завораживающую
историю о мальчике-сироте, капитане Скелете и бутылочках со странным
напитком "Боа-джюс", от которого люди неожиданно начинали
растворяться на глазах. Потом в кинотеатрах появилось аниме "Босоногий
Ген". Это история о японском мальчике, пережившем бомбардировку
Хиросимы, потерявшем семью. Еще позже на телевидении стали появляться
японские сериалы: "Пчелка Майя", "Кенди-Кенди",
"Макрон-1". Также популярности японского направления немало
способствовали компьютерные игрушки с анимешными героями. Ну, а
теперь герои этих мультфильмов просто повсюду: и на майках, и в
виде игрушек!
Пять лет назад в России появился первый клуб "Отаку"
(так называют себя фэны японских мультиков). Члены клуба организовывали
фестивали, показы аниме, причем сами покупали новые мультфильмы
за рубежом и сами их переводили, проводили костюмированные встречи.
Теперь таких клубов (в том числе в Интернете) много, так что аниме
давно стал очень модным увлечением!
От аниме до "Матрицы"
Одним из первых мультфильмов, переведенных у нас, стал
"Призрак в доспехах". Главная героиня этого фантастического
аниме, майор отдела по борьбе с компьютерным терроризмом Мотока
Кусанаги, - красивая молодая женщина, обладающая недюжинными способностями,
потому что ее тело и мозг напичканы имплантантами. Мотока - наполовину
робот, и это заставляет ее задумываться о своей неповторимости,
уникальности, о своем месте в процессе эволюции человека. Только
странная встреча с "ожившей" программой помогает ей отчасти
разобраться в себе. Кстати, именно просмотр "Призрака..."
вдохновлял создателей фильма "Матрицы".
Детям после шестнадцати
Мультипликаторы
черпают вдохновение не только в традиционных японских комиксах,
они нередко экранизируют сказки народов мира и даже используют исторические
сюжеты. Так, например, в мультфильме "Розовый Свин", созданный
режиссером "Унесенных призраками" Хаяо Миядзаки, фантастика
тесно переплетается с историей. Так что уж точно нельзя сказать,
что это только детские мультфильмы.
Вообще, японские художники-мультипликаторы не боятся поднимать в
своих мультфильмах серьезные проблемы: ужасы войны, поиск своего
внутреннего "я" детьми и подростками, зарождение нежных
чувств. Аниматоры стремятся показать некое переплетение идеального
и реального мира: вселенную, где все возможно (было бы желание),
где девушки красивы, а юноши мужественны, где все вопросы разрешимы,
а любовь спасает от гибели, где таинственный путь может привести
в волшебное место...
Недавно японцы опросили лучших аниматоров мира о том,
какие мультфильмы оказали на них наибольшее влияние. На двух первых
местах оказались работы нашего знаменитого мультипликатора Юрия
Норштейна: "Ежик в тумане" и "Сказка сказок".
А на третьем месте - диснеевский "Микки Маус". В число
лучших также вошли несколько фильмов японских аниматоров, например,
фильмы Хаяо Миядзаки "Мой сосед Тоторо", "Принцеса
Мононоке", "Унесенные призраками".
Добавить комментарий