Электронный кит Моби
Как
ты считаешь, можно ли любить всей душой скромного лысого дядечку?
Запросто! Особенно если его зовут Моби...
Прозвище "Моби" прилипло к Ричарду Мелвиллу
Холлу с детских лет: дело в том, что его дальним родственником был
автор романа "Моби Дик" Герман Мелвилл (кто не знает,
Моби Дик - это белый кит). Наверное, отчасти из-за этого имени,
чувствуя свою причастность к природе, музыкант всячески защищает
права животных. Кроме того, в младенческие годы он жил бок о бок
с разнообразными зверушками: в маленькой родительской квартирке
с ним соседствовали три ручные крысы, пес по кличке Джеми и кошка,
имя которой история для нас не сохранила. Так что уважение и любовь
к представителям фауны ему привили с самого раннего возраста.
Отец Моби, химик Джеймс Холл, не успел заняться дальнейшим
воспитанием малыша - погиб в автомобильной катастрофе, и пришлось
за это ответственное дело взяться маме - Элизабет Холл. А надо сказать,
что она была хиппи. И детство Моби прошло в бесконечных переездах
из одного городка в другой, но где бы ни обосновывалась Элизабет,
ее дом рано или поздно становился пристанищем для хиппарской коммуны,
так что юный Мелвилл воспитывался в духе свободы и пацифизма.
В восемь лет юный вундеркинд впервые взялся за гитару
и очень заинтересовался музыкой. Потом он научился играть на фортепиано,
что не удивительно, поскольку мама была не только хиппи, но и пианисткой.
Затем Моби освоил бас-гитару, ударные и перкуссию. И решил, что
пора знакомить со своими талантами широкие массы, а не только соседей,
уже уставших слушать его музыкальные экзерсисы. В 1979 году, когда
Моби не было еще и 15 лет, он собрал свою первую группу. Потом была
вторая, третья, четвертая... Моби играл то панк, то джаз, то металл.
В общем, находился в состоянии творческого поиска. За это время
он успел отучиться в средней школе и даже недолгое время ходил на
лекции в университете штата Коннектикут, собираясь стать философом.
В 1984 году Моби решил податься на историческую родину,
в Нью-Йорк, и начать карьеру диджея. Он понял, что может создавать
вполне приличную музыку и один, с помощью электронных инструментов.
Но быстро покорить мегаполис не получилось, и год спустя Моби вернулся
в Коннектикут, размышляя, где будет обитать и чем зарабатывать на
хлеб с маслом, пока его дарование не признает нью-йоркская общественность.
Благодаря мобильной маме Моби с детства вел полукочевой
образ жизни, но теперь ему пришлось сделаться практически бомжом:
какое-то время он кантовался в лесу - в вагончике, а потом оккупировал
помещение в полуразрушенном заводе, где даже водопровода не было,
а уж отопления - тем более (зато водились огромные тараканы). Да
и работать приходилось где попало: то мыть посуду в маленьком ресторанчике,
то разбирать корреспонденцию, то в художественном салоне трудиться.
В течение двух лет Моби бомбил своими демо-кассетами
разные нью-йоркские фирмы звукозаписи. И вот некая компания заинтересовалась
его творчеством и согласилась выпустить один сингл - "Time’s
Up". Господин Мелвилл обрадовался было, да рано: сингл разошелся
в смешном количестве - восемь копий. Но это было хоть какое-то начало.
Моби снова приехал в Нью-Йорк и поселился в темной и
грязной квартире. Впрочем, по сравнению с фабрикой это было райское
местечко. И стал он опять работать диджеем в клубах. Но теперь на
его представления людей приходило все больше и больше.
Моби очень нервничал, исполняя свои электронные опусы
перед все возрастающим количеством публики, и опасался, что его
музыку не поймут, но успех был очевиден, и все у него пошло тип-топ.
Несколько синглов - в том числе знаменитую композицию "Go",
слепленную из фрагментов музыки к сериалу "Твин Пикс",
- народ моментально смел с прилавков, а в 1992 году Моби отправился
выступать с концертами по всей Америке. Мимоходом он успел попасть
в Книгу рекордов Гиннесса. Его композиция "I Feel It/Thousand"
была признана "самой быстрой музыкой": ритм этой вещички
- 1015 ударов в минуту.
В 1995-м вышел альбом с оптимистичным названием "Everything
is Wrong", то есть "Все не так". Он представлял собой
вопиющее смешение жанров: блюза, панка, хауса, джангла и так далее.
Но подобное разнообразие пришлось слушателям по душе!
Обрадованный народной поддержкой, Моби решил не останавливаться
на достигнутом и экспериментировать дальше. В результате получился
электро-металлический альбомчик "Animal Rights". Самому
Моби произведение понравилось, а вот прежним поклонникам - не очень...
Плохие рецензии и продажи чуть не повергли Моби в депрессию. Когда
он отправился в Англию для раскрутки альбома, с ним захотели поговорить
только два журналиста (поэтому с тех пор Моби не жалуется, когда
у него берут много интервью).
Этот период в жизни Моби был трагическим не столько
потому, что после ошеломляющего успеха наступил некоторый спад популярности,
сколько из-за тяжелой болезни матери: врачи обнаружили у нее рак
легких. Трудно было собраться с духом и продолжать сочинение музыки,
но Моби это удалось.
В 1997 году вышел диск "I Like to Score" -
сборник саундтреков, переработанных Моби. Была там и знаменитая
"James Bond Theme" - новая версия мелодии из фильма про
агента 007, ознаменовавшая возвращение Моби к танцевальной музыке.
А два года спустя появился альбом "Play".
Компании звукозаписи не горели желанием его издавать после грандиозного
провала "Animal Rights", но нашлись смельчаки, которые
взялись за это рискованное предприятие. И они не прогадали: "Play"
стал настоящим музыкальным бестселлером: стал платиновым дважды
за один сезон. Два года Моби разъезжал с концертами, не переставая
удивляться очередному витку ажиотажа вокруг собственной персоны.
Следующее творение Моби скромно обозвал "18".
Во-первых, потому что в новом альбоме музыкант собрал 18 песен.
Во-вторых, он хотел, чтобы название было понятно не только тем,
кто говорит по-английски.
В-третьих, оно навеяно вполне современной легендой:
о том, как на город Нью-Мехико рухнула летающая тарелка и найденные
в ней тела инопланетян забрали на исследование в ангар № 18. А еще
это число для древних мистиков означало "жизнь", как утверждает
сам Моби. Если в одном заглавии умещается столько смыслов, то, понятное
число, и содержание у альбома весьма богатое: это коктейль из хауса,
хип-хопа, соула, фанка, госпелов (это переработанные псалмы) и блюзов.
Теперь неказистый с виду большеголовый дяденька - народный
кумир, любимец публики, но у него те же друзья, что и раньше, и
овощные равиоли он покупает все в том же магазинчике, что и до пришествия
славы. И мечтает он не о том, как бы заработать денег побольше и
купить особнячок где-нибудь в теплых краях: хочется ему, как в старые
добрые времена, путешествовать с приятелями по Америке в стареньком
грузовичке и играть панк в разных забегаловках и ночных клубах...
Добавить комментарий