Напиши себе кино
«Я мечтаю стать сценаристом. С детства сочиняю рассказы, и по моему сценарию както ставили «капустник» в школе, так что коекакой опыт уже есть. Где мне лучше учиться?
Света, г. Екатеринбург».
Работа сценариста — не совсем то же самое, что труд писателя или драматурга. Забудь о лаврах Толстого и Чехова. Тебе не понадобятся многословные описания внешности героев, их мыслей и переживаний, как в романе. Не пройдут, скорее всего, и монологи на десять страниц, как в высокохудожественной пьесе. Сценарий — это каркас будущей кинокартины, руководство для актеров и постановщиков. В нем не должно быть лишних деталей. Режиссер, который берет твой сценарий в руки, хочет, чтобы ему максимально кратко и в то же время наглядно обрисовали, что, где и с кем происходит — за счет описания действия и реплик героев.
Обычно сценаристы работают так: сначала пишут синопсис — небольшой пересказ истории. Продумывают ее завязку — желательно такую, чтобы зритель сразу был заинтригован, просчитывают, как события будут развиваться дальше, находят оптимальный момент для кульминации, перелома, определяющего исход фильма, и изобретают эффектную развязку. Затем создают так называемый «поэпизодник»: более подробную расшифровку каждой сцены (а их примерно 40 в полнометражном фильме и 15—20 в одной серии какойнибудь «мыльной оперы»). И только после этого можно писать, собственно, сам сценарий. При этом важно прикинуть, сколько по времени будет идти твой фильм. Некоторые профессионалы с секундомером замеряют длительность диалогов, проговаривая реплики героев!
Предположим, шедевр готов. Если знакомых режиссеровпродюсеров у тебя пока нет, а реализовать свои творения хочется, самый перспективный вариант — самостоятельно рассылать свои гениальные опусы по кино и телекомпаниям. Адреса можно посмотреть в интернете — и там же заодно найти информацию, какие именно сценарии сейчас нужны. И еще попробуй поучаствовать в разных конкурсах. Подробности о них ищи, например, на www.ruskino.ru или www.screenwriter.ru. Кстати, на последнем сайте ты можешь узнать, как надо правильно оформлять свои работы, — и заодно почитать наиболее удачные произведения других авторов.
Знаменитые женщинысценаристы — София Коппола («Трудности перевода»), Дуня Смирнова («Прогулка», «Связь»), Рената Литвинова («Богиня. Как я полюбила», «Небо. Самолет. Девушка»). Вот с кого тебе можно брать пример!
Яна Кварацхелия, 13 лет, г. Железнодорожный:
«Летом мне посчастливилось принять участие в настоящих киносъемках и попробовать свои силы в профессии сценариста! Это стало возможным благодаря Глобальному международному обучающему кинопроекту KWN (Kids Witness News), организованному компанией Panasonic. Проект существует уже много лет и помогает ребятам моего возраста из разных стран снимать настоящее кино, а в этом году он начал работать и в России. Специально для нас сначала проводились мастерклассы, на которых профессиональный режиссер и оператор рассказали нам, как на самом деле снимается кино, мы от них узнали много нового. До проекта я не очень хорошо представляла себе, в чем заключается работа сценариста. Зато теперь знаю, что она не такая уж простая, как это многим кажется. Здесь мало изобрести какойто сюжет, нужно еще продумать очень много разных деталей, ведь в настоящем кино мелочей не бывает. А для начала нужно решить, в каком жанре будет кино. Мы всей командой долго ломали голову и яростно спорили, в итоге после долгих обсуждений все же пришли к единому мнению — снимать комедию. Казалось, что самое трудное позади, но это было не совсем так. Когда мы перешли к написанию самого сценария, выяснилось, что мы толком не понимали, как много нам предстоит работы — нужно было продумать не только характеры героев и их действия, но и их внешность, отношения друг с другом, места, где будут разворачиваться события. Но мне кажется, что нам удалось со всем этим справиться. Когда я смотрела наш готовый фильм, мне даже не верилось, что это сделали мы».
Сокращения, принятые в сценариях:
- ХРН — хронометраж (длительность кадра)
- ИНТ. — интерьер, съемка в помещении
- НАТ. — натурная съемка
- ЗК — за кадром
- КП — крупный план
- (например, лицо вблизи)
- ДП — дальний план
- (объект на фоне
- большого пространства)
- ОП — общий план
- (человек в полный рост)
- СП — средний план
- («по пояс» или «по колено»)
Да, тебе сюда!
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3. Тел. 1813868
СанктПетербургский университет кино и телевидения 191126, СанктПетербург, ул. Правды, 13. Тел. 2157323
Обязательно посмотри справочник местных институтов: во многих творческих вузах есть сценарные курсы.
Чтобы поступить на сценарный факультет, придется осилить экзамен по специальности, включающий в себя, как правило, литературный этюд на заданную тему страниц на пять, письменное задание по определенному фильму и собеседование. Плюс надо будет сдать устно литературу и историю.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компании Panasonic и PRPremier.
Добавить комментарий