Проверено на себе. Экстернат: твоя домашняя школа. За и против
Когда-то я представляла свой выпускной бал – летящее платье, умопомрачительные локоны, золотую медаль… И пошла туда, где всего этого не будет – в школу-экстернат, чтобы всего за год окончить десятый и одиннадцатый класс. Если уже точно знаешь, куда будешь поступать, почему не приблизить мечту?
С места в карьер
Первое испытание выпало на мою долю еще до начала учебного года в экстернате: я впервые в жизни пропустила Первое сентября. Раньше такое могло разве что привидеться мне в страшном сне. День знаний уже завтра… нет, сегодня! Или, еще хуже, вчера. А я проспала, у меня в самый последний момент предательски сломался каблук, куда-то подевался новенький, ужасно неудобный, но такой классный рюкзачок… Вот краткое содержание ночных кошмаров отличницы. Но в тот раз я пропустила Первое сентября просто потому, что учебный год в экстернате начинался только в октябре.
Никаких линеек, букетов и торжественных речей. Поэтому в первые, еще по-летнему жаркие дни сентября я ходила мимо своей родной, позабытой-позаброшенной мной школы без формы и на вопросы своих, теперь уже бывших, учителей: «Как тебе там?» – отвечала, что там еще не была. Они расспрашивали меня и заботливо, и ревниво. Мол, как это так, отличница и гордость школы вдруг всех бросает и срывается с места! Кто ее научит уму-разуму лучше нас? Поэтому, когда, перепрыгивая лужи и балансируя между автомобилями, я бежала хороший утренний кросс на станцию, еще долго слышала голос завуча: «Во-о-от… А осталась бы – уже давно была бы на месте».
Да, у нас в окрестностях, мягко скажем, не транспортный рай. Порой по утрам отчаявшиеся уехать люди штурмовали электричку, как фанаты – вход в гримерку суперзвезды. Иногда двери закрывались за один миллиметр от носа. Но не моего. Я была везучей и, стоя на одной ножке, или буквой «зю», ехала себе убивать двух зайцев, или (зачем так кровожадно?) заканчивать два класса за один год.
Не для школы, а для жизни
«Отступаем две клеточки, пишем число, “классная работа”…» Еще в первый день мы поняли, что не услышим этого больше никогда. Здесь всем было абсолютно все равно, синей или черной ручкой ты пишешь, покемоны у тебя на обложке тетрадки или Джонни Депп, на всех уроках ты был или только на половине…
Однажды глубоко оскорблённый шушуканьем в классе математик сказал нам: «Вы можете даже танцевать на парте канкан, при условии, что это будет бесшумно». Но это шушуканье появилось у нас не сразу. На первых занятиях в классе стояла почти мертвая тишина. Ошарашенные, не знакомые друг другу мальчики и девочки, собравшиеся в этом кабинете с разных концов Москвы и Московской области, проболтавшиеся невесть где целых четыре (!) месяца каникул, на своей шкуре испытывали, что такое «конспекты» и «пары». Никто не стоит над тобой и не проверяет, записываешь ты или считаешь ворон. Хочешь – записывай, хочешь – нет. Только помни, потом тебе отвечать это на экзамене.
Когда перед глазами все как-то поплыло, а голос преподавателя зазвучал как во сне, да и все мышцы уже подсказывали, что сорок пять минут давно прошли, я со своей любимой первой парты оглянулась на новых одноклассников. На многих лицах прочитывался немой вопль отчаяния. Это непросто – так сразу, в один день становиться практически студентом, когда тебе всего-то пятнадцать или шестнадцать. Но экстернат – это именно переходная ступень между школой и вузом.
На вес золота
Появился новый груз ответственности. Но (о, чудо!) не стало другого груза – учебников за плечами. Раньше в школу я не носила книги только разве что в зубах. Плюс еще «сменку», физкультурную форму, кроссовки, а иногда – лыжи, поделки, стенгазеты… В экстернате я стала забывать, как весит это все и сразу. Я рассекала с малюсеньким рюкзачком – гордая и свободная.
Мы налегали на один-два предмета. По ним нам выдавали учебники сразу за десятый и за одиннадцатый классы. Потом мы сдавали экзамен по билетам и, разделавшись с ним, принимались за новую парочку. Приятнее всего было нести обратно в библиотеку учебники по органической и неорганической химии. Хотя в моей прежней школе химия у нас была всего несколько раз, и я только-то и успела, что с разрешения химички подержаться за кончик пробирки, умудрилась сдать экзамен на пятерку.
Было, конечно, нелегко. Разумеется, я понимала, что в Литературном институте, куда я собиралась поступать, меня вряд ли кто-то спросит, на какую оценку я сдала химию, но синдром отличницы никто не отключил. Я каким-то образом впихнула в свою голову премудрости превращений веществ друг в друга. Эта экзаменационная пятерка сразу отправилась в мой аттестат. И осталась там навсегда. Чего не скажешь о знаниях – они испарились. И убей меня – по химии я не знаю ни-че-го!
На занятия мы ездили только раза три в неделю. А в остальное время сами решали, что делать – носиться по городу и писать статьи (как было в моем случае), усиленно заниматься с репетиторами по тем предметам, которые точно понадобятся при поступлении в вуз, или просто на совершенно законных основаниях гулять в парке, пока все нормальные люди в школе.
Катя свободно говорила по-французски и мечтала поступить в Сорбонну, Никита каждую свободную минуту решал какие-то невероятные, неподвластные моему мозгу примеры с логарифмами, у Тиграна на телефоне стоял таймер – сколько дней, часов, минут и секунд осталось до его экзамена по биологии и сколько – по химии. Он был из семьи врачей и собирался продолжить династию. В общем, нам было чему поучиться друг у друга. И закалку мы все в этот год получили отменную. Но повторить этот год не хотелось бы. И не надо. Он такой один. Неповторимый.
Ирина ГУЛЯЕВА
Фото: freepik.com