«Что-то с памятью моей стало…»
"Учителя
говорят, что у меня плохая память, что я рассеянная. Но что же тут
поделаешь? Наташа, 13 лет".
Размышляя о твоих мыслительных способностях вообще и
памяти в частности, учителя - как и многие другие люди - могут ошибаться,
поскольку находятся под властью мифов. Так давай развенчаем ошибочные
суждения! Поставим учителей на место, а заодно узнаем кое-что интересненькое
и для себя...
Миф первый: люди могут помнить что-то, только начиная
с двух-трех лет.
Конечно, это не так. Лев Николаевич Толстой, к примеру,
утверждал, что помнил себя с самого младенчества. А в свете последних
открытий можно с уверенностью сказать, что и момент рождения для
нашей памяти - не предел. По последним исследованиям британских
ученых, человек помнит даже то, что с ним происходило в утробе матери.
Вполне возможно, когда-нибудь эти самые ученые помогут каждому человеку
подобные воспоминания "активировать".
Миф второй: некоторые люди помнят все.
На самом деле если кто-то начнет тебе говорить что-нибудь
подобное, можешь быть абсолютно уверена, что он просто бессовестно
лжет. Если бы человеческий разум усваивал кучу совершенно ненужных
фактов, то быстро "переполнился" бы. Поэтому у него существует
защитная реакция: малозначительная информация со временем забывается,
уступая место новой. Кстати, часто она не стирается полностью, а
хранится где-то в глубинах мозговой "кладовки", и в определенных
ситуациях ее снова можно вытащить на свет.
Существует два вида памяти: кратковременная и долговременная.
Когда ты набираешь незнакомый номер, записанный на листочке, то
вводишь информацию в кратковременную память. Если в этот момент
тебя отвлечет кто-нибудь из родителей с требованием убраться в комнате,
ты, скорее всего, забудешь нужный телефончик, и придется вновь его
искать. А когда звонишь подружке, включается память долговременная,
и в ней без труда всплывают давно известные тебе цифры.
Но хоть ресурсы мозга и ограничены, не так уж они и
малы. Например, Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира,
Александр Македонский помнил имена всех своих воинов, а дирижер
Артуро Тосканини - каждую ноту из 400 партитур... Таких примеров
множество. И сейчас есть на свете люди, способные усваивать многостраничные
отрывки любых текстов после первого же прочтения. Но память у таких
"гениев" чаще всего механическая: они способны воспроизвести
десять страниц только что просмотренного текста, но ни за что не
смогут, например, назвать только те слова из него, которые имеют
отношение к искусству или спорту.
Миф третий: у рассеянного человека плохая память.
Ничего подобного! Просто его внимание сконцентрировано
не на том, что его в данный момент окружает. Если мысли твои занимают
глобальные проблемы человечества, вполне естественно, что ты забудешь
пробить талончик в автобусе, а на скучной алгебре от раздумий тебя
пробудит лишь четвертый по счету окрик математички. Чтобы не попасть
в неприятную ситуацию, научись не отвлекаться от того, что важно
именно в данное мгновение. Если переходить улицу, неплохо все-таки
посмотреть по сторонам и глянуть на светофор, пусть даже на уме
у тебя немало других проблем.
Миф четвертый: память с возрастом ухудшается.
На самом деле все зависит от самого человека и от его
желания что-либо постигать. Тот, кто выходит на пенсию, запоминает
все меньше и меньше информации, потому что не работает, и у него
нет стимула нагружать мозг новыми фактами. А поскольку память -
это такая же функция организма, как, например, умение выполнять
подъем с переворотом и способность быстро читать, без практики она
ослабевает. Поэтому сейчас за рубежом многие люди в уже зрелом возрасте
вновь поступают в университеты, а результаты их учебы ничем не хуже,
чем у молодых студентов! Ну, на пенсию тебе еще рановато, но тренировка
тебе тоже не повредит, хотя и существует...
Миф пятый: улучшить плохую память невозможно.
Вот несколько упражнений, которые не позволят тебе раньше
времени "впасть в маразм". Выполняй их каждое утро - и
сама подивишься замечательным результатам.
Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее
сосчитай в обратном порядке от 100 до 1.
Назови двадцать мужских имен и двадцать женских.
Повтори весь алфавит, придумывая на каждую букву слово.
Если забыла какую-нибудь букву - пропусти ее, не останавливайся:
в этом упражнении важен темп.
Выбери любую букву алфавита и назови двадцать слов,
начинающихся с нее.
Добавить комментарий