Увидеть Париж и обомлеть
Париж
- как первая любовь. Пока не влюбишься, будешь грезить о ней наяву,
читать в романах, спрашивать у подруг. И только когда столкнешься
"нос к носу", узнаешь истинную ей цену...
Кто-то сказал, что театр начинается с вешалки. Может
быть. Но то, что любое путешествие начинается с сумки, - это наверняка.
Поэтому первое, о чем я подумала, когда билеты были уже на руках:
с чем я поеду в Париж? Вторая проблема была еще сложнее: в чем я
поеду?
После недельного осмотра гардероба, штудирования последних
выпусков журналов мод я подобрала, на мой взгляд, самый непритязательный
наряд, отвечающий всем вкусам и подходящий на все случаи жизни:
классические джинсы, пара блузок, несколько топиков и костюм на
вечер, так сказать, для ночного Парижа. Как я ошибалась!..
Итак, мы сели в аэропорту Бове, и я выглянула из окна
самолета, чтобы впервые увидеть Францию. Но то, что предстало перед
моим взором, было похоже на наш аэродром Внуково! Я даже ущипнула
себя - чтобы удостовериться, что не сплю. То же зеленое поле, те
же домики технических служб, тот же полосатый флюгер на одном из
них... Разве что самолетов меньше.
Закинув вещи в отель, я, конечно же, сразу поспешила
на улицу. Для первого выхода я выбрала наиболее скромное одеяние:
неброскую блузку в стиле южноамериканских индейцев и джинсы. Небо
хмурилось, и мне пришлось взять с собой джинсовку. Она-то меня и
спасла.
Очутившись на улице, я почувствовала себя неловко. Не
то чтобы все глазели на меня, открыв рот, нет. Французы, привыкшие,
судя по всему, ко многим чудачествам приезжих, весьма спокойно реагируют
на странное поведение. И все же я была готова провалиться сквозь
землю прямо на месте. Я чувствовала себя разряженной провинциалкой,
разодетой и накрашенной, как на карнавале. Моя скромная кофточка
казалась на общем фоне просто костюмом арлекина. Я наглухо застегнула
джинсовку - и только тогда смогла спокойно вздохнуть. Правда, еще
оставалась обувь, которую под куртку не спрячешь... Но минуту спустя
я забыла обо всем. Ведь я была в Париже!
Первое впечатление самое верное. Так, во всяком случае,
говорят. Но, гуляя по Парижу, я так и не поняла, где было впечатление
первое, а где уже началось второе. Это город, где все открывается
заново и в то же время все уже тебе прекрасно знакомо. Наверное,
так бывает, когда встречаешь единственного друга или настоящую любовь.
Тебе кажется, что ты знаешь человека всю жизнь, хотя вы знакомы
всего несколько дней...
Островерхие черепичные крыши, цветы на окнах, мотоциклы,
ежеминутно проносившиеся мимо, платаны, скидывающие свои "одежды"
прямо на булыжную мостовую. Все это родное и такое знакомое. Я без
труда узнала Нотр-Дам. Мне не нужна была карта, чтобы сказать, где
находится Сена, а где - La tour Eiffel (Эйфелева башня). Даже сами
названия звучали легко и понятно, как будто я с рождения только
и говорю по-французски.
Кстати, в Париже можно прекрасно обойтись теми из французских
слов, которые мы давно уже считаем русскими. "Мерси",
"бонжур" и "пардон" знают, я думаю, все без
исключения (хотя "пардон" здесь заменяют на более изысканное
"экскьюземуа")... Этих трех слов вполне достаточно, чтобы
тебе дали то, что ты хочешь, одарив при этом самой очаровательной
улыбкой.
Французы любят улыбаться. Наверное, это у них осталось
еще от двора Людовика ХIV, прозванного в народе Солнцеликим. В те
времена, согласно этикету, улыбка была так же необходима, как, скажем,
шпага. Улыбаются нынче в Париже все и везде. Идешь ли ты по улице,
заходишь ли в магазин или кафе. Даже полицейские - и те улыбаются.
Вообще Париж - это город улыбок и цветов: в любое время года каждое
окошко приветствует тебя букетиком. Это приятное дополнение к архитектуре.
Но не надо обольщаться, Париж не заигрывает с гостями,
стараясь понравиться. Первый кинотеатр в одном из подвалов на бульваре
Капуцинов, где братья Люмьер крутили свой первый фильм про паровоз,
так и остался подвалом, разве что более оснащенным с технической
точки зрения. Бутики самых известных кутюрье - Диора, Сен-Лорана,
Версаче - ничем не отличаются от обыкновенных магазинов. Париж доволен
собой и не заботится о том, чтобы покорить твое сердце. Он такой,
какой есть. Наверное, поэтому все без исключения влюбляются в этот
город с первого взгляда.
К русским в Париже отношение особое. Многие явления
здесь русского происхождения, начиная от пресловутых "бистро",
родившихся после победного нашествия наших казаков в 1812 году (они
заходили в кафе и кричали: "Бы-истро, бы-истро!..), и заканчивая
потолком в Гранд-опера, расписанным художником из Витебска Марком
Шагалом. Но... О России здесь знают только то, "что там всегда
снег и холодно". Когда приглашаешь француза в гости в Москву,
он втягивает голову в плечи и нещадно колотит себя по бокам, стараясь
показать, как бы он замерз в России (может быть, это генетическая
память, оставившая неизгладимый след в связи с бегством наполеоновского
войска)...
Парижане утверждают, что существует два Парижа. Великолепные
дворцы, зеленые бульвары - это все наверху. А под ними - бесконечные
лабиринты подземного города. Сколько в нем этажей? Да, верно, не
меньше, чем в наземном. Древнейшая система канализации, описанная
Гюго и ставшая пристанищем для крыс и нищих, и сейчас привлекает
многих. Недаром на одной из набережных есть даже Музей канализации...
Кроме канализации, есть метро. Его схема напоминает клубок перепутанных
ниток, но на практике парижское метро - самое удобное в мире. Здесь
просто надо читать таблички и ходить по стрелкам. Правда, ходить
очень долго. К древним катакомбам прибавились еще и новые - подземные
паркинги. Их под Парижем несколько десятков квадратных километров.
Но все равно они не спасают, и улицы, особенно днем, забиты пробками
(скорость продвижения здесь близка к нулю).
И все же Парижа не два и не три. Их столько, сколько
людей, побывавших в нем. И каждый открывает свой собственный город.
Наверное, в этом и кроется его секрет. Париж уютен для каждого в
отдельности и велик для всего человечества. Может, тебе повезет,
и ты когда-нибудь откроешь свой Париж...
Добавить комментарий