Свежий номер

Новый конкурс

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Маруся ВКонтакте:
Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Игры разума

Чем развлечь себя и друзей холодным зимним вечером? Как насчет интеллектуальных игр? Это, между прочим, не только шахматы! На Востоке изобрели еще немало развлечений для умников.

Го - ого-го!

Игра под названием "го" - пожалуй, одна из самых древних в мире. Ее придумал легендарный китайский император Яо в третьем тысячелетии до нашей эры, а потом она была завезена в Японию и стала там национальной забавой.

Классическая доска для го состоит из сетки - 19 линий по вертикали и столько же по горизонтали. Сделана она обычно из дерева или пластмассы, но вообще-то в Древнем Китае "полем" для игры мог служить любой пенек, на котором расстилали разлинованный шелк. Играют два человека. Каждому выдается большое количество белых и черных камней - 180 и 181, соответственно, но обычно хватает и 100-120. Раньше такие фишки делали из нефрита, агата, лазурита и авантюрина, а сейчас используют материалы попроще, вплоть до пластика. Ставить их можно только на пункты пересечения линий (а не в квадратики, как в шахматах).

Цель игры - захватить большую территорию, чем у партнера, окружая ее камнями своего цвета. Правила просты, но возможных комбинаций - десятки тысяч. Игра начинается на пустой доске. Первыми ходят черные: игрок ставит свой камень на пересечение линий в любой точке (и больше его передвигать нельзя, можно только "съесть"). Затем ходы делают по очереди. Если один из твоих камней полностью окружен чужими, он считается захваченным и снимается с доски, "съедается". В любой момент можно пропустить ход, но если ты это сделаешь два раза подряд - значит, сдаешься. Игра заканчивается в тот момент, когда не остается свободных "крестиков", которые можно огородить или сделать своими. У кого обширнее занятая территория и "съеденных" камней больше - тот и победил.

Эта игра хорошо развивает стратегическое мышление. Говорят, ее особенно любили китайские и японские военачальники, которым предстояло напасть на территорию противника или защитить свою: они разыгрывали планы предстоящих битв на доске для го и просчитывали все варианты развития событий. В Китае, Японии и Корее го посвящены десятки тысяч книг - задачников, справочников, энциклопедий. Но тебе не обязательно учить иероглифы, чтобы разобраться во всех тонкостях игры: проще всего зайти на русскоязычный сайт www.weiqi.ru ("вэйци" или "вэйчи", то есть "дыхание камней", - это китайское название того же развлечения). Там ты найдешь и историю, и теорию, и описания наиболее интересных партий.
Давненько не брал я в руки шашек

Шашки рендзю иногда для простоты именуют "крестики-нолики на бесконечном поле", но на самом деле название у этой игры более поэтичное: переводится оно как "нитка жемчуга". Родина рендзю - долина реки Хуанхэ в Китае, а возраст - больше 4000 лет! Правда, потом эта игра, как и го, "переехала" в Японию - в VII веке н.э., и там правила были слегка усовершенствованы. Партию можно сыграть на самой обыкновенной бумаге в клетку (только чур не в школьной тетради на уроке!), поскольку однажды поставленные шашки не переставляются и не бьют друг друга. Черные можно обозначить крестиками, а белые - ноликами. Вначале "доска" (15 линий по вертикали на 15 по горизонтали) совершенно пуста. Затем в самом центре появляется черная шашка. Теперь слово за белыми. Игроки по очереди ставят свои "фишки" на свободные точки пересечения линий, пока кто-нибудь не выстроит из пяти камней своего цвета непрерывный ряд - по вертикали, горизонтали или диагонали.

Поскольку первый ход всегда делают черные, у них есть преимущество. Для того чтобы уравновесить шансы, были придуманы определенные ограничения: первый ход "черные" ВСЕГДА делают в центр доски, а второй - за пределами черного квадрата, очерченного в центре (5 на 5 линий). А "белые" могут ставить первую фишку только внутри этого квадрата.

При всей простоте игры количество комбинаций огромно. А какие красивые у них названия - "Серебряный месяц", "Холодная звезда", "Цветок", "Астероид"... Подробности можешь найти на сайте www.renju.nnov.ru. Эта игра здорово поможет развить реакцию, потому что обдумывать ход разрешается только в течение 20 секунд - иначе партия будет неинтересной.

Найденное сокровище

Маджонг - это что-то вроде китайского варианта домино и покера одновременно. "Неужели интересно играть... в домино?" - может быть, удивишься ты. Еще как! По легенде, эту игру придумал китайский рыбак Цзе (примерно за тысячу лет до н.э.), чтобы его подручные не страдали от морской болезни: сражаясь в маджонг, они забывали обо всем на свете.

В набор для маджонга входят 144 кости (иногда - 136). Различаются они по мастям: есть "символы", "точки", "бамбуки", "ветры", "драконы", "цветы", "сезоны". Любая фишка существует в четырех экземплярах. Играют в маджонг вчетвером. Каждый участник символизирует ветер! Восточный, Западный, Северный или Южный. Начинает игру Восточный (его определяют путем жеребьевки). Он дает команду тщательно перемешать фишки (так, чтобы их масть при этом была не видна). Затем каждый игрок получает 36 костей. Из них строится Великая Китайская стена - квадрат, каждая сторона которого состоит из 18 блоков (по две кости в каждом). Восточный ветер бросает кубик, чтобы определить, с чьей стороны и с какого места "маджонгисты" будут по очереди разбирать уже построенную стену. Изначально игроки берут себе по 13 костей, а затем поочередно снимают по одной фишке со стены, сбрасывая лишнюю, неподходящую. Побеждает тот, кто первым соберет определенную комбинацию одинаковых или последовательных костей (например, семь пар одной масти или тройки всех "ветров" и пару одинаковых костей) и объявит: "Ма-Джонг!" То есть "игра сыграна".

Поначалу во всех этих многочисленных комбинациях с замысловатыми названиями немудрено и запутаться. Чем, к примеру, "Найденное сокровище" отличается от "Тринадцати чудес света"?.. И почему тройка единиц набирает больше очков, чем три восьмерки?! Но тем приятнее и почетнее будет победа, когда ты во всем разберешься. Справиться с этой задачей тебе поможет интернет: подробно изложенные правила можно почитать на www.mahjong.ru или сайте московского маджонг-клуба "Мертвая рука" www.deadhand.ru (не пугайся, это страшное название всего лишь обозначает одну из комбинаций в игре :-)).

Там же ты увидишь, как выглядят все эти "сезоны" и "драконы". А потом можно собирать друзей - и приступать к практическим занятиям.

Продолжение - в следующем номере

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала маджонг-клуб "Мертвая рука".

Врез 1

Наборы для маджонга, го и рендзю можно заказать через интернет или найти и в одном из магазинчиков, торгующих восточными безделушками, а можно запросто сделать самой. Посмотри в интернете, как выглядят кости для маджонга, распечатай их картинки и наклей на твердые картонные фишки. А расчертить поле для го и рендзю - и вовсе не проблема.

Врез 2

На Востоке считается, что игроки, приступая к партии, должны совместно создать некий шедевр, настоящее произведение искусства, которым будут любоваться и они сами, и зрители. Кому достанется победа - в сравнении с этой задачей не так важно. Поэтому игроки не столько соперники, сколько партнеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *