Шедевр для шевелюры
Во все времена девушкам хотелось продемонстрировать миру свою уникальность-неповторимость и при этом не отстать от моды. Ради столь благородных целей стильным барышням приходилось сооружать на голове самые замысловатые прически!
Парик - от слова "париться"
В Древнем Египте и мужчины и женщины по гигиеническим соображениям стригли волосы как можно короче, а то и вовсе брили голову. Но щеголять на людях лысыми им как-то не хотелось, поэтому египетские граждане носили парики. Они были тяжелые и вьющиеся, со свернутыми в трубочку локонами, буклями, спускающимися вдоль спины косами, иногда - гладкие посредине и с кудрями по сторонам. Очень часто пряди волос в этих "шапочках" были подстрижены на одном уровне, ниже ушей (сейчас такая прическа называется "каре"), а челку убирали назад, закрепляя ее с помощью обручей, диадем и гребней. Ох, и непросто, наверное, было в знойном климате расхаживать в парике - жарко ведь!
Впрочем, ради красоты не только египтяне готовы были носить на голове сооружения солидной конструкции: к примеру, в племени майя знатные особы также сбривали волосы, но при этом красовались в высоких, причудливо разукрашенных головных уборах (смотрела фильм "Апокалипсис"?). А в Китае парики делали из шерсти животных, морских водорослей, шелковых шнуров и нитей.
Златокудрые изобретательницы
В Древней Греции народ больше увлекался экспериментами над собственными, настоящими волосами. Например, их научились завивать на железные стержни, которые называли "каламисами". Кроме того, дамы стали применять растительные ароматизированные порошки с оттеночными эффектами, стремясь превратить свои кудри в пепельные или золотистые. У женских причесок была одна особенность: лоб оставляли как можно менее открытым (считалось, что он должен быть невысоким). Типичная укладка - длинные волосы, собранные на затылке в узел или конусообразный пучок. Иногда гречанки заплетали косы и обвивали ими голову. Локоны также приветствовались. Но самым главным в парикмахерском искусстве тех времен было соблюдение гармоничных пропорций. За этим следили первые профессиональные парикмахеры - они появились именно в Древней Греции. Их искусство стало эталоном для подражания. Например, знатные римлянки в стремлении походить на изысканных гречанок усиленно пользовались щипцами для завивки волос и обильно посыпали прически золотой пудрой. А прическа "греческий узел" вообще стала классической: ее позднее носили и в начале ХIХ века, и в середине ХХ столетия.
Очень средние века
Во времена Средневековья в Европе творческим девушкам сложно было показать свою индивидуальность с помощью прически, поскольку ее полагалось укрывать головным убором. Более того, суровые блюстители морали называли греховным желание как-то приукрасить себя - завиться или поменять цвет волос. В эпоху Возрождения, казалось бы, таких строгостей уже не было. Но модницы сами осложняли себе жизнь, превращая работу над своей внешностью в настоящую пытку: они выщипывали целые ряды волос на голове, чтобы сделать лоб более высоким и выразительным. Представляешь, какой силой воли надо обладать, чтобы добровольно решиться на такую процедуру! То, что оставалось от пышных локонов, туго стягивали назад, а перед этим еще и осветляли своеобразным способом: дамочки часами сидели под палящим солнцем. В почете тогда была белая кожа, поэтому, чтобы не загореть, барышни надевали шляпы без тульи с огромными полями, на которые выкладывали пряди волос.
Укладка по-королевски
В XVII веке моду на форму шевелюры диктовали коронованные особы и придворные дамы. Англичанки, завидовавшие огненным кудрям королевы Елизаветы, раскупали рыжие парики. Испанки носили высокие воротники-жабо и подходящие к ним прически большого объема - в подражание жене короля Филиппа III, которая таким образом пыталась замаскировать длинную шею. Во Франции, благодаря фаворитке короля Марии Анжелике де Фонтаж, становится популярной прическа "а-ля Фонтаж" из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. По легенде, однажды на охоте у этой девицы растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришел в восторг от этой импровизации. В результате все графини-герцогини стали копировать это изобретение. Сначала локоны укладывались низко, а позже волосы стали вплетать в проволочный каркас, так что на голове получались высокие башни. Ради "жертв моды" кареты приходилось делать с откидными крышками - иначе дамы не умещались в экипаж (разве что их причесоны были складными)!
Война размеров
В первой половине XVIII века, когда главный законодатель мод, французский король Людовик XIV, положительно отозвался о маленькой и скромной прическе герцогини Шрусбери, неестественно большие укладки сменились более изящными, слегка припудренными, с трубчатыми локонами. Названия этих причесок, украшенных букетиками или кружевными наколками, были такими же деликатными, как они сами: "бабочка", "тайна", "неженка". Но с середины 70-х годов XVIII столетия шевелюры снова начинают расти. Виновата в этом была молодая королева Мария-Антуанетта. Вместе с личным парикмахером она изобретала все новые "шедевры" - громадные, сложные по исполнению (ну, и с соответствующими названиями - "взрыв чувствительности", "тайная страсть" и т.д.). Чтобы соответствовать новому стилю, женщинам приходилось носить на головах не только ленты и драгоценности, но и более тяжелые вещицы - статуэтки, чучела птиц. А знаменитое творение а la Belle Poule и вовсе напоминало очертаниями модель известного фрегата, в честь которого оно и было названо! Чтобы создавать подобные шедевры, нужны были профессионалы. Для обучения парикмахеров были основаны специальные академии. Правда, после революции во Франции вычурная "высокая мода" становится предметом насмешек как "пережиток прошлого".
Прогресс на службе у парикмахеров
В конце XVIII - начале XIX вв. царит классицизм. Светские львицы, в соответствии с культом античности, предпочитают элегантно-скромные прически "а-ля грек", то есть в греческом стиле (волосы собраны в простой пучок и украшены декоративной иглой). В 1800 году во Франции, с приходом к власти Наполеона I, появился стиль ампир (т. е. имперский). В то время особой популярностью пользовались различные локоны - закругленные, спиральные и так далее. Они украшались перьями, заколками, обручами. Даже когда стиль вышел из моды, локоны остались, только к ним добавились еще и разнообразные объемистые конструкции на затылке. Возродилось искусство выполнения замысловатых причесок с использованием новейших технологий: в 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он же довел до совершенства придуманный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств. А с 1904 года женщины стали делать продолжительную завивку с помощью химических веществ и обогрева - за это отдельное спасибо Шарлю Нестле, немцу по происхождению.
Мода для всех народов
Начало ХХ века было богатым на события. У женщин уже нет времени для накручивания многочисленных локонов. В моду входит новый образ - женщина-мальчик с короткой "геометрической" стрижкой. Это был настоящий переворот! Успеху революции сильно поспособствовал синематограф. Если в первых кинолентах главные героини выглядели этакими златокудрыми ангелами (Дороти Гиш, Мэри Пикфорд), то в 20-е годы на экране властвуют "женщины-вамп" Аста Нильсен, Теда Бара, Франческа Бертини - с черными, коротко подстриженными в стиле "каре" волосами. На протяжении столетия девушки частенько делали себе прически, как у какой-нибудь знаменитой актрисы: то копировали укладку Вероники Лейн (с длинной прядью, закрывающей пол-лица), то подражали Грете Гарбо (она предпочитала мягкие "волны"), то радикально осветляли волосы "под Мэрилин Монро", то сооружали на голове пышную укладку с начесом (ее назвали "бабетта" - в честь героини фильма "Бабетта идет на войну", которую сыграла Брижит Бардо), то распускали волосы, как Марина Влади в "Колдунье". Все эти прически сильно отличались друг от друга, но их объединяло одно - общее признание у женщин всего мира. Мода для волос наконец-то стала интернациональной, и все последние тенденции стали носить лишь рекомендательный характер.
Врез:
В различных африканских племенах прически чаще всего отражали положение человека в обществе. Например, воины племени масаев заплетали множество мелких косиц на передней части головы, при этом волосы сзади отращивали до талии. А всем остальным членам племени, в том числе женщинам, полагалось бриться наголо.
В старину на Руси девушки носили одну косу, заплетенную низко на затылке и украшенную лентой. Сразу после свадьбы женщина переплетала девичью косу на две и укладывала их вокруг головы короной. Отныне она должна была носить платок, чтобы мужчины не могли видеть ее волос. Показаться с непокрытой головой считалось позором (именно поэтому слово "опростоволоситься" означает "сделать грубый промах, оплошать"). С приходом к власти Петра I уклад жизни изменился. В Россию стали приглашать ремесленников из Европы, в том числе мастеров "парикмахерских дел", и женщины-дворянки стали носить прически на европейский манер.
Ксения ФЕНХЕЛЬ
Добавить комментарий